Печать

Фотографируем объект в движении

Добавлено в Для новичков

Фотографируем объект в движении Для получения резких снимков движущихся объектов, будь то перелетающая с цветка на цветок бабочка, проезжающая мимо машина или бегущий с мячом бейсболист, очень важно установить короткую выдержку. Короткая выдержка полезна даже для съемки медленно движущихся объектов, как, например, лондонское 135-метровое колесо обозрения. Фотография этого колеса, приведенная на рисунке, была сделана с выдержкой 1/320 секунды.


Фотографируем объект в движении

Для получения резких снимков движущихся объектов, пусть даже и медленно движущихся,

сле­дует устанавливать короткую выдержку.

Требуемая выдержка определяется скоростью движения объекта съемки. Но вообще гово­ря, выдержки 1/500 секунды должно быть достаточно для съемки всех движущихся объектов, кроме тех, что движутся очень быстро: гоночные автомашины, мотоциклы, катера, самолеты и т.д. А для съемки медленно движущихся объектов может оказаться достаточно выдержки 1/250 или даже 1/125 секунды.

Но независимо от скорости движения объекта съемки попробуйте снимать его в одном из следующих режимов установки экспозиции, если они доступны в вашей фотокамере.

Режим автоматической экспозиции с приоритетом выдержки. Этот ре­жим обычно обозначается буквами S или Tv (норма времени) и позволяет установить конкретную величину выдержки. А фотокамера затем сама под­бирает подходящую диафрагму для правильного экспонирования изображе­ния. Разумеется, вы можете всегда перейти в режим ручной установки экс­позиции и самостоятельно установить как выдержку, так и диафрагму.

Во многих моделях фотокамер обычно сообщается тем или иным способом о том, что выдержка установлена слишком короткой для выбора подходя­щей экспозиции. Так, если число диафрагмы начинает мигать в окне видо­искателя или на экране ЖКИ после установки выдержки в одних моделях фотокамер, это означает, что фотокамера не в состоянии подобрать подхо­дящую диафрагму для правильного экспонирования изображения при дан­ной выдержке. А в других моделях фотокамер просто не разрешается уста­навливать выдержку в пределах запретной зоны экспонирования.

Сюжетный режим “Спорт”. Практически во всех моделях фотокамер дос­тупен сюжетный режим “Спорт”, хотя он иногда называется иначе, напри­мер, “Движение”. Но независимо от его названия, в этом режиме автомати­чески устанавливается короткая выдержка для съемки движущихся объектов. В некоторых случаях автоматически устанавливаются и другие параметры настройки экспозиции, в том числе показатель светочувстви­тельности ISO.

Ниже дается ряд полезных рекомендаций для правильной фиксации движения на снимках.

Увеличьте, если требуется, показатель светочувствительности ISO, чтобы установить более короткую выдержку. В условиях слабого осве­щения вы не сможете подобрать подходящую экспозицию при заданной вы­держке или же в сюжетном режиме “Спорт”, не увеличив показатель КО. Но в этом случае повышается чувствительность фотокамеры не только к свету, но и к шуму, хотя зачастую зашумленное изображение оказывается лучше, чем размытое. (Следует иметь в виду, что при слабом освещении в некоторых моделях фотокамер показатель КО автоматически увеличива­ется, когда выбирается сюжетный режим “Спорт”.)

Забудьте о вспышке. При съемке движущихся объектов вспышка обычно не применяется. Во-первых, вспышке требуется время на перезарядку в про­межутке между кадрами съемки, что приводит к увеличению времени задерж­ки съемки. Во-вторых, большинство встроенных вспышек имеет ограничен­ный диапазон действия, поэтому не тратьте зря время и энергию батареи на вспышку, если объект съемки находится далеко от вас. И в-третьих, при акти­визации вспышки предел установки короткой выдержки снижается, как пра­вило, до 1/200 или даже 1/25 секунды. Этого может оказаться явно недоста­точно для фиксации движущегося объекта съемки без размывания на снимке. Если вы все-таки решите воспользоваться вспышкой, то вам, скорее всего, придется отказаться от съемки в сюжетном режиме “Спорт”, поскольку применение вспышки в этом режиме не допускается.

Установите фотокамеру в режим серийной съемки, если таковой досту­пен. Этот режим может называться также режимом непрерывной съемки. Зачастую он активизируется с помощью дополнительного средства, назы­ваемого режимом перевода кадров, спуска или съемки. Но как бы там ни было, этот режим позволяет зафиксировать несколько изображений подряд одним нажатием кнопки спуска затвора. До тех пор, пока вы держите эту кнопку нажатой, фотокамера фиксирует одно изображение за другим в бы­стром темпе — как правило, со скоростью 2 или 4 кадра в секунду, хотя не­которые модели фотокамер высокого класса способны работать быстрее в режиме непрерывной съемки.

Если вы снимаете быстродействующей зеркальной фотокамерой, пе­рейдите в режим ручной фокусировки. Благодаря этому экономится вре­мя, требующееся фотокамере для фиксации фокусировки в автоматическом режиме. Опять же одни фотокамеры работают быстрее, чем другие, поэтому вам, скорее всего, придется опробовать оба режима фокусировки.

Следует иметь в виду, что при съемке компактной фотокамерой, допускающей ручную фокусировку, вам придется указывать конкретное расстояние между фотокамерой и снимаемым объектом, используя для этой цели меню или иной

способ, который фактически замедляет саму съемку. Поэтому если вы не мо­жете заранее установить расстояние для фокусировки, перейдите к автомати­ческой фокусировке (в данном случае это все равно придется сделать).

При автоматической фокусировке попробуйте снимать в режиме непре­рывной фокусировки, если таковой доступен. Этот режим называется по-разному в различных моделях фотокамер. Так, в моделях Canon он обычно на­зывается AI Servo. Если этот режим активизирован, фотокамера производит первоначальную фокусировку при нажатии кнопки спуска затвора наполови­ну, но, учитывая, что объект съемки движется, она продолжает корректиро­вать фокусировку по мере надобности до тех пор, пока не настанет момент сделать снимок. Вам же остается только переустановить изображение в рамку, если в этом есть необходимость, чтобы сохранить объект съемки в пределах области, используемой фотокамерой для расчета фокусировки.

Если режим непрерывной фокусировки недоступен, зафиксируйте фо­кусировку заранее. Для этого нажмите кнопку спуска затвора наполовину, а когда настанет удобный момент запечатлеть на снимке движение объекта съемки, нажмите кнопку спуска затвора до конца. Изображение зафиксиру­ется быстрее, поскольку фотокамера уже произвела фокусировку.

Отключите автоматический просмотр снимков, если такая возможность имеется. В большинстве моделей фотокамер каждый сделанный снимок выводится на несколько секунд на экран ЖКИ сразу же после съемки. Как правило, вы не можете сделать следующий снимок до тех пор, пока не исте­чет время “оперативного” просмотра предыдущего снимка. Поэтому если ваша фотокамера допускает отключение такого просмотра сделанных сним­ков, непременно сделайте это перед съемкой движущихся объектов. (Неко­торые модели фотокамер ограничивают автоматический просмотр сделан­ных снимков в сюжетном режиме “Спорт”.)

Составьте композицию таким образом, чтобы объект съемки переме­щался в кадре. Для того чтобы объект съемки не вышел из кадра до нажа­тия кнопки спуска затвора, составьте композицию снимка с некоторым за­пасом по краям кадра. Все лишнее на снимке вы можете всегда обрезать впоследствии.

Применяя на практике перечисленные выше приемы фотографирования, вы смо­жете лучше фиксировать движение практически любых объектов. Но эти приемы съемки движущихся объектов пригодны также для фотографирования детей и животных незаметно для них самих. Даже если они не бегают, не прыгают и не скачут перед объективом фотокамеры, снимать этих непоседливых существ не так- то просто, поскольку их движения непредсказуемы. Поэтому если они привлекут ваше внимание, установите свою фотокамеру в режим съемки движущихся объ­ектов и сделайте несколько снимков как можно быстрее.

Не забывайте также, что некоторые движущиеся объекты будут лучше выглядеть на снимке, если оставить их не совсем резкими, чтобы передать их движение. Это называется “художественным приемом”. Снимок, приведенный на рисунке, вряд ли удостоится награды на фотоконкурсе, но многие (особенно дети) находят такие фотографии забавными. И такого результата не удалось бы добиться, не сделав снимок немного размытым.


Фотографируем объект в движении

Намеренно устанавливая большую выдержку при съемке движущихся объектов,

можно получать интересные и забавные фотоэффекты.