Печать

Супер макро с незеркальной камерой

Добавлено в Техника фотографии

Супер макроДля начала надо разобраться, что нам нужно для получения супермакро фотографии.
Первый и самый главный компонент – цифровая незеркальная ультразумная камера

Как-то, бродя по «Фотосайту», я наткнулся на одну работу, которая меня очень сильно поразила. Была сфотографирована снежинка. Но не просто снежинка, а СНЕЖИНКА – с каким-то фантастическим увеличением, буквально под микроскопом. Еще больше меня удивило то, что снимок был сделан в домашних условиях с помощью бюджетной ультразумной камеры. И закономерно возникли вопросы: как сделать также, ну или хотя бы похоже? Тогда я еще не знал таких терминов, как «перевертыш», «реверсивное кольцо» и т. д. После того, как разобрался что к чему, эти вопросы стали поступать и мне. Каждый раз все рассказывать/показывать на пальцах надоедает, да и времени не всегда много, поэтому и появилась идея написать эту статью.

Кратко о супермакро *
Фото 1. Что нам потребуется.

Для начала надо разобраться, что нам нужно для получения супермакро фотографии. 

Первый и самый главный компонент – цифровая незеркальная ультразумная камера. Зеркальная фотокамера с длиннофокусным объективом тоже подойдет, но у меня на зеркалке не получалось достигнуть результатов старенького Canon PowerShot S1 IS. И вот ведь парадокс - чем физический размер матрицы нашего фотоаппарата меньше, тем для наших целей он подходит больше, ибо, чем меньше матрица, тем больше в итоге глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). А на получаемых снимках она бывает меньше миллиметра. Так что всяческие камеры с гордыми цифрами х8, х10, х12 (х20?) на борту и матрицами 1/2,5”, 1/1,8” – наш выбор. 

Вторым необходимым компонентом нашей установки является 50-ти мм объектив от зеркального фотоаппарата (Фото 1, слева-вверху). Дешевым и сердитым вариантом является отечественный Гелиос-44. Модификаций этого стекла было немало, поэтому для правильного выбора реверсивного макрокольца (о котором позже) надо знать, какая конкретно у вас модель. Я использую Гелиос 44-2 с резьбой под фильтры 49 мм и креплением к камере М39. 

Подсоединять Гелиос к камере надо с помощью реверсивного макрокольца (правда я первое время обходился изолентой). Оно позволяет, используя резьбу для фильтров на камере и Гелиосе, соединить эти два устройства передними линзами друг к другу.
Так как на моем фотоаппарате нет резьбы для фильтров (этот бонус производитель продает отдельно), пришлось покупать специальный адаптер для фильтров (Фото 1, справа-вверху, самое широкое кольцо). После его установки на камеру, появляется возможность использовать фильтры с резьбой 52 мм. 

Как я уже говорил, на моем Гелиосе резьба для фильтров – 49 мм. Следовательно требовалось приобрести реверсивное макрокольцо 49х52. Но так как у меня имеются другие фотоаппараты и объективы, я купил небольшой набор: 1) повышающее кольцо с 52 мм на 58 мм (для установки на этот фотоаппарат), 2) повышающее кольцо с 49 мм на 58 мм (для установки на Гелиос), и 3) реверсивное макрокольцо 58х58 (для соединения конструкции). В результате у меня получилось три колечка (Фото 1, справа-вверху, три узких кольца), а вы можете спокойно покупать одно – (резьба на камере для фильтров)х(резьба для фильтров на 50 мм объективе от зеркалки). 

Ну и конечно очень рекомендуется штатив. Так как предметы с размерами в несколько миллиметров будут занимать весь кадр, даже малейшее смещение камеры может разрушить всю композицию и сбить фокусировку. Для настольной съемки я использую советскую разборную мини-треногу (Фото 1, центр), но и среди современных образцов подобной продукции есть достойные кандидаты. 

Ну что ж, приступим. 

Для начала установим камеру на штатив: 

Кратко о супермакро *
Фото 2. Поставим камеру на штатив.

Далее присоединяем к фотоаппарату адаптер для светофильтров, с 52-й резьбой: 

Кратко о супермакро *
Фото 3. Оденем на камеру переходник для светофильтров.

Теперь собираем реверсивное кольцо для данной системы из двух повышающих колец и одного реверсивного: 

Кратко о супермакро *
Фото 4. Кольца (сверху вниз: повышающее 49х58, реверсивное 58х58, повышающее 52х58).

Кратко о супермакро *
Фото 5. Система из колец в сборе.

Полученную конструкцию из колец прикрепляем к переходнику для светофильтров на камере: 

Кратко о супермакро *
Фото 6. Одеваем реверсивное макрокольцо на фотоаппарат.

Ну и ко всему этому прикручиваем Гелиос, передней линзой к передней линзе фотокамеры: 

Кратко о супермакро *
Фото 7. Установка для съемки супермакро.

Можно приступать к съемке. 

Желаемый объект съемки (в нашем случае это шарик стержня авторучки) надо расположить на расстоянии около 1-2 см от объектива, и постараться сделать так, чтобы он находился строго по центру линзы. 

Кратко о супермакро *
Фото 8. Располагаем предмет съемки.

В видоискателе либо на экране фотоаппарата мы уже можем увидеть авторучку, но по краям изображения у нас все черным-черно (Фото 8). Не беда – максимально увеличиваем фокусное расстояние (зуммируем), и вот мы уже видим шарик стержня, который мы и собираемся фотографировать (Фото 9). 

Кратко о супермакро *
Фото 9. Максимально зуммируем.

Перед тем, как нажать на кнопку спуска, не забудьте сделать несколько вещей: 

1) постарайтесь как можно сильнее закрыть диафрагму (для увеличения ГРИП);
2) постарайтесь выставить как можно меньшее значение ISO (для уменьшения шумов);
3) по возможности пользуйтесь ручной фокусировкой, так как автоматика в таких условиях часто не справляется; причём, намного удобнее сфокусироваться, если аккуратно перемещать вперед-назад саму камеру;
4) если решите использовать вспышку, не поленитесь сделать из куска картона отражатель и разместите его таким образом, чтобы большинство света попадало на участок сразу перед объективом.

Ну вот вроде бы и все, если остались вопросы – задавайте, возможно ответы на них смогут дополнить эту статью. Удачных снимков! 

Кратко о супермакро *


Все права на статью и использованные фотографии принадлежат автору. Перепечатка, копирование, размещение на других сайтах сети интернет данной статьи либо ее частей без согласия автора, запрещена.
©Алексей Архипов (Alexis Assa), 2007