Печать

Борьба с отражениями с помощью поляризационного фильтра

Добавлено в Для новичков

Борьба с отражениями с помощью поляризационного фильтраКомбинация навеса с рассеянным светом позволяет замечательно снимать пред­меты с блестящими поверхностями в помещении. Но что делать, если сфотогра­фировать требуется объект, находящийся на ярком солнце, например витрину ма­газина, показанную на рисунке?

Полярзационный фильтр для уменьшения отражений

При съемке на улице попробуйте уменьшить отражения в стекле посредством поляризационного светофильтра (глава 4), как продемонстрировано на этих фотографиях витрины магазина. (Стеклянные панели за буквами представляют собой витражи позади витрины; в них ничего не отражается.)

Борьба с отражениями с помощью поляризационного фильтра

С фильтром

Борьба с отражениями с помощью поляризационного фильтра

Без фильтра

Освещение картин в раме за стеклом

Съемка через стекло представляет собой отдельную проблему. Ее суть в появлении вашего отражения, как на этой фотографии.

Вам нужно просто осветить картину с двух сторон, расположив источники света под углом 45° к объекту? Если ваше отражение все еще видно, установите фотоаппарат на штатив, прикройте оборудование черной тканью и воспользуйтесь автоспуском. Это позволит отойти от камеры в момент съемки. В моем примере наличие двух источников света также привело к улучшению освещения, в результате яснее проявились детали рамы.


Борьба с отражениями с помощью поляризационного фильтра



Борьба с отражениями с помощью поляризационного фильтра

Рис. 4.9. В витрине магазина отражаются небо, здания, деревья с противоположной стороны улицы и висящий над входом флаг

Проблему в некоторых случаях можно решить с помощью поляризационного фильтра. Я еще раз подчеркну эти слова: в некоторых случаях. По причинам, которые объясняются в разделе «Как работает поляризационный фильтр», его применение может, как привести к полному исчезновению отражений, так и слегка их уменьшить, а иногда и вообще не дать никакого эффекта. Результат зависит от высоты солнца над горизонтом, положения фотоаппарата относительно солнца и относи­тельно объекта съемки, а также от природы объекта.

В примере с витриной фильтр практически полностью убрал отражения, это прекрасно видно на рис. 4.10, а также на цветной вклейке. (За внешним стеклом с надписями находятся витражи, подвешенные внутри здания, которые не формируют отражений.) Я встала перед окном примерно под углом 35°, расположив объектив под углом 90° к солнцу. Это оптимальные условия для действия поляризационного фильтра.

Борьба с отражениями с помощью поляризационного фильтра

Рис. 4.10. Присоединение поляризационного фильтра позволило вычистить отражения из этого снимка

Вот несколько основных советов для тех, кто ранее никогда не имел дела с поляризационными фильтрами:

Существуют два типа поляризационных фильтров — линейный и циркулярный (по типу поляризации). Для фотоаппаратов с автоматической фокусиров­кой требуется циркулярный фильтр.

Поляризационный фильтр имеет внешнее кольцо, перемещением которого ищется положение максимальной поляризации. В некоторых фотоаппаратах эффект от применения фильтра невозможно заметить в видоискатель. В этом случае следует предварительно просмотреть кадр на жидкокристаллическом эк­ране (хотя и здесь не все модели обладают такой способностью).

Поляризационный фильтр уменьшает количество проходящего через объектив света. Если автоматический замер экспозиции осуществляется через объектив (реализован TTL-механизм), как это происходит в большинстве новых цифро­вых фотоаппаратов, можно не беспокоиться о коррекции экспозиции, так как она будет выполнена без вашего участия. Но недорогие камеры не имеют такой функции, поэтому после присоединения фильтра потребуется исправлять экс­позицию вручную. Для этого нужно узнать кратность светофильтра. Некоторые фотоап­параты не дают возможности наблюдать на экране предварительного просмотра эффект от применения фильтра. Словом, чтобы гарантировать хороший резуль­тат, желательно снимать несколько вариантов каждого кадра с различной экс­позицией.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Иногда поляризационный фильтр негативно влияет на работу механизма автоматической фокусировки. В этом случае можно применить следующий трюк. Наведите фотоаппарат на объект и надавите до половины кнопку спуска затвора, чтобы зафиксировать фокус. Затем навинтите на объектив фильтр и нажмите кнопку до конца. При этом, если вы находитесь в режиме автоматического экспозамера, помните, что после первого нажатия кнопки спуска затвора будет также настроена экспозиция снимка. Поэтому перед окончательной записью изображения потребуется скорректировать экспочисло (EV) на один или два шага.

Как работает поляризационный фильтр

Когда частицы, из которых состоят солнечные лучи, падают на отражающую по­верхность, например, стекло или воду, они вызывают ответное электромагнитное излучение, причем колебания происходят в единой плоскости. Этот отраженный свет, который называется линейно поляризованным, и вызывает сверкание.

Поляризационный фильтр позволяет отсечь возбужденный (поляризованный) свет и. следовательно, устранить блеск. Роль «стража ворот» выполняют ряды неболь­ших кристаллов, которые работают как полоски жалюзи, не давая свету, идущему под определенным углом, пройти внутрь фотоаппарата. Чтобы представить себе гот эффект визуально, достаточно надеть солнечные очки с поляризующими лин­зами.

Однако не стоит ожидать чудес просто от того, что на объектив фотоаппарата был надет поляризационный фильтр. Прежде всего, фотоаппарат нужно поместить под определенным углом по отношению к солнцу и к отражающей поверхности. Максимальный эффект от фильтра появляется при съемке под углом 30-35° к объекту с объективом, ориентированным под прямым углом к солнцу. Затем для достиже­ния требуемого эффекта нужно поворачивать кольцо фильтра до тех пор, пока ряды кристаллов не станут параллельны плоскости поляризованного света. Некоторые фотоаппараты позволяют видеть результат действия фильтра на экране предвари­тельного просмотра. Если же это невозможно, просто поворачивайте фильтр пе­ред глазами, пока не найдете правильное положение.

Поляризационный фильтр — это инструмент не только для устранения бликов. Например, он может сделать небо более голубым.

Съемка стекла

От людей, впервые приступающих к съемке неодушевленных объектов, я чаще всего слышала два вопроса по поводу стекла и произведений искусства. Как снять изделие, находящееся за или под стеклом? И как получить фотографию произведения искусства, сделанного из стекла? Поэтому, завершая разговор об объектах с отражающими поверхностями, отвечу на оба вопроса.

Фотографирование предметов, расположенных за стеклом

Для съемки расположенных под стеклом произведений искусства проще всего... убрать стекло. К сожалению, это не всегда возможно, и вам приходится фотографировать объект сквозь стеклянную помеху. Неосторожный фотограф запечатле­ет при этом заодно и свое собственное отражение.

Освещение картин в раме за стеклом


Съемка через стекло представляет собой отдельную проблему. Ее суть в появлении вашего отражения, как на этой фотографии.

Вам нужно просто осветить картину с двух сторон, расположив источники света под углом 45° к объекту? Если ваше отражение все еще видно, установите фотоаппарат на штатив, прикройте оборудование черной тканью и воспользуйтесь автоспуском. Это позволит отойти от камеры в момент съемки. В моем примере наличие двух источников света также привело к улучшению освещения, в результате яснее проявились детали рамы.


Борьба с отражениями с помощью поляризационного фильтра

Если присмотреться, в верхней картине вы увидите мой силуэт.

При съемке этой фотографии я стояла на расстоянии около семи футов (примерно два метра) непосредственно перед картиной. При этом использовался один осветитель, установленный в нескольких футах слева от меня. Хотя его свет был доста­точно рассеянным, чтобы не вызвать появления ярких отблесков, тем не менее мое отражение проявилось в виде призрачного силуэта прямо в центре картины.

Вы можете удивиться, почему я пренебрегла поляризационным фильтром, как в случае со съемкой витрины, описанном ранее. Увы, в данной ситуации он практически бесполезен. Он действует только при наличии поляризованного света, ко­торый возникает от внешнего освещения, например солнечных лучей. Некоторые фотографы используют листы из специального материала для инициирования по­ляризации света от студийных ламп, а затем присоединяют к фотоаппарату фильтр. Данная техника носит название перекрестной поляризации (cross polarization). Но на мой вкус, это чересчур сложно, а кроме того, может привести к появлению не­желательных цветовых оттенков.

Существует более простой способ снять расположенное под стеклом произведе­ние искусства без дополнительных отражений. Достаточно правильно поместить два источника света, один справа от снимаемого объекта, а второй — слева. Они должны располагаться на той же высоте, что и предмет съемки, и под углом 45° к нему. Такое освещение, названное перекрестным (Cross lighting) позволит снять произведение искусства, стоя прямо перед ним. Если при этом вы все равно види­те на снимке намек на свое присутствие, поместите фотоаппарат на штатив и за­драпируйте его черной материей. Автоспуск позволит вам сделать шаг в сторону до того, как сработает затвор.

Именно таким способом был получен другой снимок картины. Обратите внимание, что второй источник света сделал видимым рельеф рамы и убрал от правой ее стороны тень, которая присутствовала на первой фотографии.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Существует еще один способ избежать появления отражений при съемке расположенных за или под стеклом предметов. Достаточно наклонить раму или фотоаппарат. Но такой подход искажает параллельные линии объекта. Впрочем, эту проблему можно решить с помощью графического редактора. О том, как это сделать, вы узнаете в конце главы.