Особые виды съемки
Съемка при сильной задней подсветке. Когда свет позади объекта съемки оказывается очень сильным, а освещать его вспышкой нежелательно, у вас имеются две возможности: экспонировать изображение с акцентом на объект съемки (в этом случае задний план, скорее всего, будет передержан) или же экспонировать задний план, оставив объект съемки недодержанным и слишком темным.
Выбрав второй путь и намеренно оставив объект съемки недодержанным, вы можете создать изящные силуэтные эффекты. (Это называется “превратить недостаток в достоинство”.) В противном случае, если вы включите вспышку, ее свет дополнительно осветит объект съемки на фоне яркой задней подсветки. Кроме того, в некоторых компактных фотокамерах имеется сюжетный режим “Задняя подсветка” (Backlight), в котором вся подготовка к съемке с задней подсветкой выполняется автоматически.
Съемка салюта. Прежде всего, установите фотокамеру на штатив, поскольку для съемки салюта требуется длительная выдержка, а всякие попытки снимать с рук просто ни к чему хорошему не приведут. Если в вашей фотокамере установлен объектив с переменным фокусным расстоянием, установите в нем самое короткое фокусное расстояние. Зеркальную или компактную фотокамеру с ручным режимом работы следует установить в режим ручной фокусировки и навести на бесконечность или максимально удаленную точки фокусировки объектива.
Перейдите в режим ручной установки экспозиции, если такая возможность имеется. Выберите относительно малую диафрагму, например 16, и начните с выдержки 1-3 секунды А затем подберите подходящую выдержку экспериментальным путем.
Если в вашей фотокамере недоступен режим ручной установки экспозиции, попробуйте снимать в режиме автоматической экспозиции с приоритетом выдержки. В некоторых современных моделях компактных фотокамер имеется также сюжетный режим “Фейерверк” (Firework). В этом режиме все хлопоты по подготовке к съемке фотокамера берет на себя. При столь длительной выдержке старайтесь нажимать кнопку спуска затвора очень мягко. Ведь иначе вы можете сдвинуть фотокамеру, а этого окажется достаточно, чтобы смазать изображение.
Если в вашей фотокамере доступно средство подавления шума, вы можете активизировать и его, поскольку при длительной выдержке увеличивается вероятность появления артефактов шума в виде темных пятен в изображении. Для снижения уровня шума старайтесь не повышать показатель светочувствительности ISO.
Съемка через стекло. Для того чтобы запечатлеть объекты за стеклом, постарайтесь придвинуть объектив фотокамеры поплотнее к стеклу. Затем переключитесь в режим ручной фокусировки, если такая возможность имеется, поскольку стеклянная преграда затрудняет автоматическую фокусировку. Кроме того, отключите вспышку, чтобы избежать нежелательных отражений.
В некоторых новых моделях компактных фотокамер имеется специальный сюжетный режим “Музей” или “Аквариум”, оптимизированный для съемки через стекло.
Съемка через боковое окно автомашины. Установите фотокамеру в режим автоматической экспозиции с приоритетом выдержки или в ручной режим установки экспозиции и выберите короткую выдержку, чтобы скомпенсировать движение автомашины. Если же эти режимы недоступны в вашей фотокамере, выберите сюжетный режим “Спорт”. Но даже в этом случае снимок может получиться сильно размытым, особенно при ночной съемке. Впрочем, благодаря размытости иногда удается добиться интересного фотоэффекта, как показывает пример на рисунке.
Иногда искаженный размыванием абстрактный снимок может получиться довольно интересным.
Съемка отражающих поверхностей. Если вы снимаете зеркальной или компактной фотокамерой, позволяющей надевать на объект насадочные светофильтры, то, используя круговой поляризационный фильтр, вы можете устранить блеск стеклянных, водных, металлических и прочих поверхностей, сильно отражающих прямой (дневной или искусственный) свет. Такие фильтры продаются по цене от 30 до 200 долл. США в зависимости от размера и марки. Поляризационный фильтр помогает также при съемке через стекло. Но имейте в виду, что для эффективного применения поляризационного фильтра следует точно соблюдать взаимное расположение источника света, объекта съемки и объектива фотокамеры. В частности, объектив должен располагаться под углом 90 относительно источника света (например, солнца), а сам источник света должен отражаться от поверхности снимаемого объекта под определенным углом и в определенном направлении. Кроме того, поляризационный фильтр усиливает в некоторых случаях яркость голубого неба или воды, что может и не понравиться вам. Иными словами, поляризационный фильтр не является панацеей.
Более надежный способ съемки небольших отражающих объектов состоит в том, чтобы поместить их в световой куб или шатер и расположить вокруг него все необходимые источники света. Световой куб или шатер служит в качестве рассеивателя света, уменьшая отражения.
< Предыдущая | Следующая > |
---|