Печать

Съемка с приоритетом выдержки или диафрагмы

Добавлено в Для новичков

Съемка с приоритетом выдержки или диафрагмыПомимо обычных режимов автоматической установки экспозиции, в которых фотокамера сама подбирает диафрагму и выдержку, имеются также режимы автоматической экспозиции с приоритетом выдержки или диафрагмы.

 

 

В одних моделях фотокамер режим с приоритетом диафрагмы обозначается бук­вой А, а в других — буквами Av, где А — диафрагма, а v — норма диафрагмы. В то же время режим с приоритетом выдержки обозначается буквой S или же бу­квами Tv, где S — выдержка, а Тv — норма времени, поскольку выдержка опре­деляет время экспонирования. Попутно заметим, что буквами АЕ сокращенно обозначается автоматическая экспозиция. Все эти сокращения можно часто встретить в литературе и периодических изданиях по фотографии, а не только на корпусе фотокамеры.

Как бы эти режимы ни обозначались, они предоставляют больше возможностей для управления экспозицией, используя в то же время внутренние вычислительные ресурсы са­мой фотокамеры для установки правильной экспозиции. Ниже вкратце поясняется, как эти режимы работают.

1. Режим автоматической экспозиции с приоритетом диафрагмы. В этом режиме предоставляется возможность для ручной установки диафрагмы. Установив сначала диафрагму, вы кадрируете затем снимок и нажимаете кнопку спуска затвора наполовину, как и в полностью автоматическом ре­жиме установки экспозиции. Но на этот раз фотокамера автоматически под­бирает необходимую выдержку по установленной вами диафрагме, чтобы правильно экспонировать изображение с учетом текущего показателя свето­чувствительности ISO.

Изменяя диафрагму, вы тем самым изменяете глубину резкости, т.е. пределы точной фокусировки. Подобная взаимосвязь диафрагмы с глубиной резко­сти подробнее разъясняется в разделе “Диафрагма, числа диафрагмы и вы­держка” ранее в этой главе. Но установка диафрагмы — далеко не единст­венный способ регулировки глубины резкости.

2. Режим автоматической экспозиции с приоритетом выдержки. В этом режиме вы задаете выдержку, а фотокамера автоматически подбирает диа­фрагму. Такой режим удобен для съемки движущихся объектов, поскольку от выдержки зависит, окажутся ли эти объекты размытыми или же четко зафиксированными в движении.

Если показатель светочувствительности ISO не меняется, то теоретически вы должны по­лучить одну и ту же самую экспозицию, какой бы режим вы ни выбрали: с приоритетом диа­фрагмы или выдержки. Ведь если вы устанавливаете один из этих параметров экспозиции, то фотокамера автоматически подбирает другой. Но на самом деле не все так просто. Не забы­вайте, что вы работаете с ограниченным диапазоном выдержек и диафрагм (подробнее о кон­кретных пределах этого диапазона вы можете выяснить в руководстве по своей фотокамере). Поэтому в зависимости от условий освещения фотокамере, возможно, и не удастся полно­стью откорректировать экспозицию по установленной вами выдержке или диафрагме.

Допустим, что вы снимаете на натуре в ясный солнечный день. Первый снимок, который вы делаете с диафрагмой 11, получается отличным. Затем вы делаете второй снимок, выбрав на этот раз диафрагму 4. В этом случае фотокамера может оказаться не в состоянии устано­вить достаточно малую выдержку, чтобы откорректировать увеличение диафрагмы, что в итоге приведет к передержке изображения.

Рассмотрим еще один пример. Допустим, что вы пытаетесь поймать в кадре момент, когда теннисист ударяет ракеткой по мячу во время матча в серый пасмурный день. Вы знаете, что для фиксации такого движения вам потребуется перейти в режим с приоритетом выдержки и установить выдержку 1/500 секунды. Но учитывая слабое освещение в пасмурный день, фото­камера не сможет зафиксировать достаточное количество света, даже если полностью открыть диафрагму. В итоге снимок получится у вас недодержанным и слишком темным, если, конечно, вы не увеличите светочувствительность фотокамеры, установив соответствующий показатель ISO.

Но если вы будете принимать во внимание доступный в фотокамере диапазон выдержек и диафрагм, то, переключаясь в режим с приоритетом диафрагмы или выдержки, вы сможете расширить свои творческие возможности управления экспозицией при фотографировании до тех пор, пока не будете готовы перейти к режиму ручной установки экспозиции. Итак, при­меняя эти режимы, опробуйте следующие возможные варианты.


1. Вам нужно зафиксировать движение объекта съемки, а для этого требу­ется особая выдержка. В этом случае вы должны отдать приоритет вы­держке, поэтому выберите режим автоматической экспозиции с приоритетом вы­держки. Но если освещение оказывается слабым, то не забудьте увеличить светочувствительность, чтобы выбрать по-настоящему короткую выдержку.

2. Вам нужно, чтобы движущиеся объекты оказались размытыми, чтобы передать ощущение движения. Например, при съемке фонтанов и водопа­дов вы можете придать падающей воде нечеткий вид, увеличив выдержку, как показано на рисунке. Для получения снимка слева на этом рисунке была выбрана выдержка 1/200 секунды, а для получения снимка справа— вы­держка 1/20 секунды. И в этом случае для фотографирования оказывается важнее выдержка, поэтому имеет смысл выбрать режим автоматической экспозиции с приоритетом выдержки.

Для съемки с большой выдержкой пользуйтесь штативом или обеспечьте иным образом устойчивое положение фотокамеры, установив ее на камне, выступе или другом прочном месте, но делайте это осторожно, чтобы фото­камера не упала! Если же вы попытаетесь снимать с рук при большой вы­держке, то в результате подрагивания фотокамеры в ваших руках весь сни­мок получится размытым.

3. Вам требуется управлять глубиной резкости. Как упоминалось ранее в этой главе, глубина резкости определяет расстояние, на котором объекты, находящиеся в снимаемой сцене, остаются точно сфокусированными и рез­кими. А управлять глубиной резкости можно, изменяя, в частности, уста­новку диафрагмы. Поэтому если вашей главной творческой целью является глубина резкости, установите свою фотокамеру в режим автоматической экспозиции с приоритетом диафрагмы, чтобы добиться в снимке искомой глубины резкости. Но не забудьте при этом проверить выдержку, автоматически подбираемую фотокамерой. Ведь она может быть увеличена настоль­ко, что весь снимок окажется размытым в результате сотрясения фотокамеры. Если это произойдет, вы можете увеличить светочувствительность и тем | самым уменьшить выдержку или же установить фотокамеру на штативе.

Съемка с приоритетом выдержки или диафрагмы