Печать

Изменение фокусного расстояния объектива.

Добавлено в Для новичков

Изменение фокусного расстояния объектива.Фокусное расстояние изме­ряется в миллиметрах и определяет угол поля зрения фотокамеры, величину объектов в кадре и глубину резкости. На длинном фокусном расстоянии, ха­рактерном для телеобъективов, глубина резкости получается мелкой. А на коротком расстоянии широкоугольных объективов удается добиться круп­ной глубины резкости.

 

В качестве примера на рисунке приведены снимки, сделанные при диафрагме 5,6, но верхний снимок был получен на более коротком фокусном расстоя­нии (т.е. более широкий угол поля зрения), а следовательно, в зоне точной фокусировка оказалась большая часть снимаемой сцены. Следует, однако, иметь в виду, что оба снимка были сделаны телеобъективом с большим фо­кусным расстоянием. Это означает, что глубина резкости получилась отно­сительно мелкой даже на верхнем снимке.

 

Если у вас имеется объектив с переменным фокусным расстоянием, вы мо­жете изменять последнее, просто увеличивая или уменьшая изображение. (Конкретные пределы изменения фокусного расстояния объектива вы може­те узнать из руководства по фотокамере или объектива, если он сменный.) Если же объектив фотокамеры не допускает оптическое увеличение изо­бражения, вам придется довольствоваться единственным, т.е. постоянным фокусным расстоянием.

При цифровом увеличении глубина резкости не меняется. Ведь цифровое увеличение изображения получается в результате обрезки и укрупнения фиксируемого изображения.

Изменение расстояния между фотокамерой и объектом съемки. При­ближаясь с фотокамерой к объекту съемки, вы тем самым сокращаете глу­бину резкости, а отдаляясь от него — увеличиваете глубину резкости.

Изменение фокусного расстояния объектива.

При увеличении изображения на длинном фокусном расстоянии мельче становится и глубина резкости.


Применение упомянутых выше приемов манипулирования глубиной резкости очень важно потому, что они помогают добиться разных композиционных целей Рассмотрим для примера снимки, приведенные на рисунке. На обоих снимка; объекты съемки выглядят замечательно. Но обратите внимание на задний план. На снимке слева за правым плечом мальчика просматривается желоб водосточ­ной трубы и явно заметно резкое изменение света в левом верхнем углу снимка. А на снимке справа все эти отвлекающие внимание детали были исключены благодаря тому, что фотокамера была отодвинута от объектов съемки, а изображе­ние — увеличено. Всякий раз, когда вы увеличиваете изображение во время съемки, в кадре оказывается меньше заднего плана снимаемой сцены, поскольку при этом изменяется угол поля зрения. Кроме того, задний план становится го­раздо менее резким, вследствие сокращения глубины резкости, а следовательно он оказывает намного меньшее визуальное воздействие, как, например, кирпич­ная стена дома на заднем плане снимков, приведенных на рисунке.


Очень важно подчеркнуть, что объекты съемки на обоих упомянутых выше снимках оста­вались на том же самом месте, а для их фотографирования была выбрана одна и та же диа­фрагма 5,6. Явно заметное отличие в этих снимках объясняется только изменением положе­ния самой фотокамеры и фокусного расстояния объектива. Если же задний план снимаемой сцены требуется сделать еще менее резким, то для этой цели вы можете дополнительно при­открыть диафрагму, если, конечно, ваша фотокамера допускает установку диафрагмы с меньшим числом. С другой стороны, вы можете увеличить изображение, не отодвигаясь от объектов съемки, хотя это будет означать, что в кадре окажется меньшая их часть.


Чем длиннее фокусное расстояние, тем меньшая часть заднего плана помещается в кадре.

Итак, подводя итог, следует сказать, что, прежде чем снимать, определите под­ходящую глубину резкости для снимаемого объекта, а затем, используя диафраг­му, фокусное расстояние, а также расстояние от фотокамеры до объекта съемки, составьте нужную вам композицию снимка. Не забывайте при этом о следующих соотношения этих параметров съемки, приспосабливая их установку к своим по­требностям в фотографировании.

Для получения минимальной глубины резкости (т.е. резкого объекта съемки и нерезких отдаленных объектов): используйте большую диафрагму, а по существу, малое число диафрагмы, длинное фокусное расстояние и подойдите как можно ближе к объекту съемки. Но старайтесь не превышать минималь­ный предел для фокусировки объектива на близком расстоянии.

Для получения максимальной глубины резкости (т.е. резкого объекта съемки и таких же резких отдаленных объектов): используйте малую диафрагму, а по существу, большое число диафрагмы, короткое фокусное расстояние и отойдите как можно дальше от объекта съемки.