Изменение фокусного расстояния объектива.
Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах и определяет угол поля зрения фотокамеры, величину объектов в кадре и глубину резкости. На длинном фокусном расстоянии, характерном для телеобъективов, глубина резкости получается мелкой. А на коротком расстоянии широкоугольных объективов удается добиться крупной глубины резкости.
В качестве примера на рисунке приведены снимки, сделанные при диафрагме 5,6, но верхний снимок был получен на более коротком фокусном расстоянии (т.е. более широкий угол поля зрения), а следовательно, в зоне точной фокусировка оказалась большая часть снимаемой сцены. Следует, однако, иметь в виду, что оба снимка были сделаны телеобъективом с большим фокусным расстоянием. Это означает, что глубина резкости получилась относительно мелкой даже на верхнем снимке.
Если у вас имеется объектив с переменным фокусным расстоянием, вы можете изменять последнее, просто увеличивая или уменьшая изображение. (Конкретные пределы изменения фокусного расстояния объектива вы можете узнать из руководства по фотокамере или объектива, если он сменный.) Если же объектив фотокамеры не допускает оптическое увеличение изображения, вам придется довольствоваться единственным, т.е. постоянным фокусным расстоянием.
При цифровом увеличении глубина резкости не меняется. Ведь цифровое увеличение изображения получается в результате обрезки и укрупнения фиксируемого изображения.
Изменение расстояния между фотокамерой и объектом съемки. Приближаясь с фотокамерой к объекту съемки, вы тем самым сокращаете глубину резкости, а отдаляясь от него — увеличиваете глубину резкости.
При увеличении изображения на длинном фокусном расстоянии мельче становится и глубина резкости.
Применение упомянутых выше приемов манипулирования глубиной резкости очень важно потому, что они помогают добиться разных композиционных целей Рассмотрим для примера снимки, приведенные на рисунке. На обоих снимка; объекты съемки выглядят замечательно. Но обратите внимание на задний план. На снимке слева за правым плечом мальчика просматривается желоб водосточной трубы и явно заметно резкое изменение света в левом верхнем углу снимка. А на снимке справа все эти отвлекающие внимание детали были исключены благодаря тому, что фотокамера была отодвинута от объектов съемки, а изображение — увеличено. Всякий раз, когда вы увеличиваете изображение во время съемки, в кадре оказывается меньше заднего плана снимаемой сцены, поскольку при этом изменяется угол поля зрения. Кроме того, задний план становится гораздо менее резким, вследствие сокращения глубины резкости, а следовательно он оказывает намного меньшее визуальное воздействие, как, например, кирпичная стена дома на заднем плане снимков, приведенных на рисунке.
Очень важно подчеркнуть, что объекты съемки на обоих упомянутых выше снимках оставались на том же самом месте, а для их фотографирования была выбрана одна и та же диафрагма 5,6. Явно заметное отличие в этих снимках объясняется только изменением положения самой фотокамеры и фокусного расстояния объектива. Если же задний план снимаемой сцены требуется сделать еще менее резким, то для этой цели вы можете дополнительно приоткрыть диафрагму, если, конечно, ваша фотокамера допускает установку диафрагмы с меньшим числом. С другой стороны, вы можете увеличить изображение, не отодвигаясь от объектов съемки, хотя это будет означать, что в кадре окажется меньшая их часть.
Чем длиннее фокусное расстояние, тем меньшая часть заднего плана помещается в кадре.
Итак, подводя итог, следует сказать, что, прежде чем снимать, определите подходящую глубину резкости для снимаемого объекта, а затем, используя диафрагму, фокусное расстояние, а также расстояние от фотокамеры до объекта съемки, составьте нужную вам композицию снимка. Не забывайте при этом о следующих соотношения этих параметров съемки, приспосабливая их установку к своим потребностям в фотографировании.
Для получения минимальной глубины резкости (т.е. резкого объекта съемки и нерезких отдаленных объектов): используйте большую диафрагму, а по существу, малое число диафрагмы, длинное фокусное расстояние и подойдите как можно ближе к объекту съемки. Но старайтесь не превышать минимальный предел для фокусировки объектива на близком расстоянии.
Для получения максимальной глубины резкости (т.е. резкого объекта съемки и таких же резких отдаленных объектов): используйте малую диафрагму, а по существу, большое число диафрагмы, короткое фокусное расстояние и отойдите как можно дальше от объекта съемки.
< Предыдущая | Следующая > |
---|