Печать

Съемка неодушевленных объектов. часть2

Добавлено в Техника фотографии

Съемка неодушевленных объектов. часть2Одной из наиболее сложных задач при съемке неодушевленных объектов являет­ся получение качественных фотографий предметов с отражающими поверхностя­ми, таких как, скажем, гоночный шлем, показанный на цветной вклейки. Хотя иногда даже необходимо, чтобы снимаемая поверхность воспроизводила рас­положенные в непосредственной близости предметы, как, например, в случае водяных лилий на поверхности пруда, но гораздо чаще все же требуется получить только целевое изображение.

Для иллюстрации различных подходов к съемке металла, стекла, покрытого гла­зурью фарфора, воды и прочих отражающих поверхностей я поэтапно опишу, как было получено изображение шлема.

Съемка при общем освещении. Как любой ленивый человек, сначала я попыта­лась сфотографировать шлем без дополнительных источников света. Я предчув­ствовала, что, скорее всего, ничего хорошего не получится, и оказалась полностью права. В комнате было просто недостаточно света для съемки даже при максималь­ной выдержке и полностью открытой диафрагме. Но попытка не пытка, не так ли? К сожалению, если свет в комнате достаточно ярок для обеспечения хорошей экс­позиции, он одновременно в той же мере ярок для возникновения ненужных отра­жений на поверхности объекта.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Помните, что при съемке в режимах автоматического замера экспозиции, приоритета вы­держки или приоритета диафрагмы можно сделать фотографию более светлой с помощью функции экспокоррекции. В некоторых случаях это позволяет получить хороший кадр даже при общем освещении. Но в условиях, когда окружающего света едва хватает, фотоаппа­рат, скорее всего, уже установит максимальную диафрагму и самую долгую выдержку, по­этому даже экспокоррекция не поможет вытянуть снимок.

Используйте навес для уменьшения отражений

Дополнительная вспышка, направленная в потолок, снимает часть проблем при отражении света от встроенной вспышки, но все равно предмет получится слишком затемненным, как показано на втором изображении.

Делая третий снимок, я отключила все вспышки и включила софит с надетым на него белым зонтиком. Освещение усилилось, в результате проявился цвет покрытия передней пластины шлема. Но заодно в различных местах шлема стали видны отражения окружающих предметов. Также можно заметить складку на коже, покрывающей подставку для шлема. Тогда я снова воспользовалась софитом с зонтиком, но поместила шлем внутри небольшого навеса. Хотя белая ткань навеса и отсвечивает в передней пластине шлема, отражение настолько мягкое и трудноуловимое, что большинство людей его просто не заметят.

Съемка неодушевленных объектов. часть2

Встроенная вспышка

Съемка неодушевленных объектов. часть2

Дополнительная вспышка

Чтобы обезопасить себя, я сделала серию из следующих пяти снимков с разными значениями экспокоррекции. Кроме того, я перетянула материал, на котором лежит шлем, убрав складки, и скрепила его с помощью степлера.

Съемка неодушевленных объектов. часть2

/0.0

Съемка неодушевленных объектов. часть2

/ -0.3

Съемка неодушевленных объектов. часть2

/+0.3

Использование встроенной вспышки. Второй вариант изображения шлема был снят со встроенной вспышкой. Как известно, такой способ не очень хорошо подходит для съемки предметов с отражающей поверхностью. Свет вспышки чересчур резок и узконаправлен, что приводит к появлению ярких бликов, как показано на рис. 4.6 и на верхнем снимке цветной вклейки. Блик, скорее всего, появится даже в случае, когда фотоаппарат позволяет уменьшать мощность вспышки.

Кроме того, встроенная вспышка обычно неравномерно освещает объект. Обратите внимание, что левая сторона шлема на рис. 4.6 освещена менее ярко, чем правая.

Съемка неодушевленных объектов. часть2

Рис. 4.6. Встроенная вспышка создает яркое пятно на поверхности объекта, при этом частично оставляя его в тени

Вдобавок мощности вспышки недостаточно для того, чтобы на снимке проявился замечательный пурпурно-синий отлив закрывающей лицо пластины,, который от­четливо виден на снимках с. 17 цветной вклейки. На фотографиях, полученных с помощью встроенной вспышки, эта пластина имеет матовый черный цвет.

Использование дополнительной вспышки. Некоторые современные цифровые фотоаппараты допускают подсоединение дополнительной вспышки с помощью кабеля или «башмака». При отсутствии соответствующих разъемов на камере альтернативой может быть синхронизируемая вспышка, кото­рая срабатывает в ответ на сигнал, поданный встроенной вспышкой.

К сожалению, при съемке объектов с отражающей поверхностью применять до­полнительную вспышку практически бесполезно. Отраженный от белого потолка свет, конечно, уменьшил яркое пятно на поверхности шлема, но проблема с неравномерным осве­щением и неправильным цветом закрывающей лицо пластины осталась неразре­шенной.

Использование софитов. После того как съемка при обычном свете, а также со встроенной и дополнительной вспышками не дала результата, было решено ввес­ти в дело «тяжелую артиллерию». Я включила софит, к которому присоединила

белый зонтик, чтобы получить рассеянный свет. Эта конструкция показана на рис. 4.7. Достигнутый с ее помощью результат представлен на нижнем снимке цветной вклейки. Проявился цвет закрывающей лицо пластины, и освещенность объекта стала более равномерной.

Но, к сожалению, блики от софита намного более заметны, чем блики от встроен­ной вспышки. А увеличение освещенности привело к тому, что в шлеме теперь отражается узорчатый ковер и другие окружающие предметы.

Создание навеса. В большинстве случаев, какой бы источник света ни был вы­бран, полностью избавиться от отражений на поверхности объекта невозможно. Поэтому советую вам сэкономить время и не прибегать к различным эксперимен­там, а сразу поступить как профессиональный фотограф — использовать навес.

В качестве навеса применяется простой кусок белой материи, который располага­ют вокруг объекта, оставляя при этом пространство для объектива. Такая кон­струкция не только мешает появлению отражений, но и дополнительно смягчает падающий на объект свет. Для подсветки я использовала софит, но вы можете взять любой источник света, разумеется, кроме встроенной вспышки.

На рис. 4.7 показан навес, созданный мной из пары белых простыней и белой занавес­ки для ванной. Его внешний край поддерживается с помощью подставки для софита.

Съемка неодушевленных объектов. часть2

Рис. 4.7. Для дополнительного рассеивания света и «устранения» причины отражений шлем был отгорожен от окружающей обстановки с помощью белого занавеса

На с. 17 цветной вклейки можно увидеть, к какому поразительному улучшению качества снимка это привело. Естественно, белые простыни тоже отражаются на поверхности шлема, но это очень «мягкое» отражение, практически незаметное для большинства зрителей.

Уже под навесом я сфотографировала шлем при различных степенях экспокор-рекции. Если приготовления к съемке настолько трудоемки, как в описанном слу­чае, нет ничего более разумного, чем сделать несколько кадров с разной экспози­цией. Вряд ли вам захочется возвращаться в студию и повторять все сначала, если обнаружится, что получился слишком светлый или темный кадр. Как легко заме­тить из иллюстраций на цветной вклейке, коррекция экспозиции влияет не только

на относительную освещенность или затененность снимка, но и на цвет шлема. Все фотографии были сделаны в режиме приоритета диафрагмы (с диафрагмой 2,8), поэтому фон вышел несколько размытым.

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Для съемки шлема я хотела использовать фон, напоминающий о гонках, поэтому пошла в магазин тканей и купила кусок серой кожи. Нет, сознаюсь... я купила кусок кожзамените­ля. (Разве я еще не упоминала, что эта книга посвящена экономичным способам съемки?) Я не знаю, деформируется ли настоящая кожа, зато кожзаменитель обладает этим свойством в полной мере. На первых четырех фотографиях шлема, представленных на цветной вклей­ке, подкладка, служившая в качестве фона, стала причиной появления отвлекающих теней и бликов. Я не смогла убрать деформации на материале даже с помощью утюга, поэтому как можно туже натянула кусок кожзаменителя и закрепила его с помощью небольших скоб, купленных в хозяйственной лавке. После этого были отсняты все остальные фотографии.

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕШЕНИЯ

Навес достаточно легко сделать из простыней или занавесок для ванной, но, если необхо­димость в нем возникает слишком часто, имеет смысл сэкономить время и усилия и купить промышленный навес или купол (dome). Эти товары представлены на рис. 4.8.

Фирма Cloud Dome создала специальный кронштейн, на кото­ром фотоаппарат закрепляется во время съемки. Соответственно, вам не требуется ставить штатив. Специальные кольца позволяют увеличить размер купола и поменять угол съемки. Для объектов большого размера производятся специальные аксессуары. Пример навесов компании F.J. Westcott показан справа на рис. 4.8.

Съемка неодушевленных объектов. часть2

Рис. 4.8. Колокол (слева) представляет собой переносную установку для съемки

небольших предметов; для объектов большего размера предназначены

показанные справа навесы от фирмы Westott





Используйте навес для уменьшения отражений

Дополнительная вспышка, направленная в потолок, снимает часть проблем при отражении света от встроенной вспышки, но все равно предмет получится слишком затемненным, как показано на втором изображении.

Делая третий снимок, я отключила все вспышки и включила софит с надетым на него белым зонтиком. Освещение усилилось, в результате проявился цвет покрытия передней пластины шлема. Но заодно в различных местах шлема стали видны отражения окружающих предметов. Также можно заметить складку на коже, покрывающей подставку для шлема. Тогда я снова воспользовалась софитом с зонтиком, но поместила шлем внутри небольшого навеса. Хотя белая ткань навеса и отсвечивает в передней пластине шлема, отражение настолько мягкое и трудноуловимое, что большинство людей его просто не заметят.


Встроенная вспышка


Дополнительная вспышка

Софит с белым зонтиком