Съемка неодушевленных объектов. часть1
Создается впечатление, что по сравнению с портретной съемкой справиться с неодушевленным объектом — сущий пустяк. Например, фотографируя продукцию компании для годового отчета, не надо беспокоиться об отраженном свете вспышки, который опасен эффектом «красных глаз», доставившим вам столько хлопот при съемке главного администратора. А запечатлевая силуэт городских зданий на фоне неба, не надо умолять карапузов прекратить драку и посидеть спокойно хотя бы пять минут, чтобы вы успели сделать приличную фотографию для семейного альбома.
Но если вы имеете опыт в съемке обычных предметов, то не можете не знать, что фотографировать неподвижные объекты иногда не легче, чем живые. Скажем, далеко не просто получить приемлемый снимок вещей с блестящей поверхностью, поскольку они отражают не только свет вспышки, но и все предметы, оказавшиеся поблизости, включая фотографа. Небоскребы будут терпеливо позировать вам хоть целый день, но запечатлеть их вертикальные линии без искажений иногда просто невозможно.
Эта глава, по сути, сборник хитростей, которые я считаю более всего подходящими для решения проблем, появляющихся при съемке неодушевленных объектов. Разумеется, не стоит забывать и про советы, данные в других главах, например про возможность коррекции экспозиции или изменения баланса белого, позволяющего добавить или удалить оттенок определенного цвета.
Оборудование стенда
При необходимости регулярной съемки, например, продукции какой-то фирмы для каталога, а также при желании серьезно заняться художественной фотографией вам может потребоваться специальная сцена для установки неодушевленных объектов. Я для подобных снимков избрала гостиную, поэтому там находится стенд, который легко разбирается в случае неожиданного визита гостей. Его вид показан на рис. 4.1. Стенд составлен из регулируемых кронштейнов и оснований для полок, пары белых ламинированных (отделанных меламином) досок, карниза для шторы и надетых на него колец с прищепками. Все это обошлось мне менше, чем в 50 долларов и было куплено за один поход в магазин.
Рис. 4.1. Своими руками нетрудно построить достаточно универсальную сцену для съемки различных предметов
Рис. 4.2. Промышленным образом сделанная подставка продается вместе с двумя источниками света и взаимозаменяемыми основной и фоновой панелями
Эта безыскусная конструкция, тем не менее, удовлетворяет всем моим запросам. Основания для полок имеют в высоту 48 дюймов (примерно 122 см) и позволяют регулировать высоту основной подставки — таким образом, достигается нужное положение предмета по отношению к фотоаппарату. Белые доски служат замечательным фоном для большинства фотографий, а если потребуется цветной фон, его можно элементарно прикрепить к меламиновой поверхности. Чтобы вертикально установленная доска случайно не упала вперед во время съемки, я продела
проволоку сквозь отверстия для винтов в верхней части доски и закрепила ее за кронштейн, на котором установлена палка для шторы. Кроме того, доску всегда можно снять и использовать в качестве фона материю, подвешенную на кольцах с прищепками.
Впрочем, если вам требуется более сложная конструкция, подставку можно приобрести в магазине. На рис. 4.2 показана продукция фирмы Smith-Victor. В набор входит рама и столешница для съемки, прозрачная и белая панели из оргстекла, два источника света и устройства для регулировки их интенсивности. Все это удовольствие можно приобрести примерно за 4-5 сотен долларов в специализированных магазинах.
Выбор фона
Правильный подбор одежды в большинстве ситуаций заметно улучшает качество портрета. Точно так же фон, который используется для съемки неодушевленных объектов, способен как усилить их привлекательность, так и отвлечь от них внимание. Посмотрите на кабель, показанный на рис. 4.3. При работе с визуально невыразительным на первый взгляд предметом возникает порыв использовать фон с рисунком или текстурой, чтобы придать выразительность сцене. Собственно, это я и сделала. Но оказалось, что такой фон отвлекает внимание от объекта.
Рис. 4.3. Фон с рисунком не делает визуально бедный объект более зрелищным, зато отвлекает от него внимание
Улучшить результат можно с помощью однотонного фона и рационального расположения объекта. Я решила обыграть тот факт, что компьютерный кабель напоминает змею, и придала ему соответствующую форму, показанную на рис. 4.4, закрепив «голову» и «хвост» с помощью прозрачной рыболовной лески, причем второй
конец нити был привязан к палке для шторы. Практически черный фон обеспечил глубокий контраст, а объект не затерялся на этом фоне.
Рис. 4.4. Чтобы придать кабелю форму змеи, вокруг его концов была закреплена невидимая пластиковая нить, противоположные концы которой привязаны к карнизу для шторы
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ --------------------------------------------------------------------------------
Если требуется сделать не только цветную, но и черно-белую версию снимка, нужно убедиться, что фон обеспечивает не только цветовой, но и тоновый контраст. Бледно-голубое на бледно-розовом может превосходно выглядеть в цвете, но на черно-белой версии снимка объект и фон будут иметь практически одинаковый серый цвет. При наличии у фотоаппарата режима съемки в черно-белой гамме можно проверять композицию на тоновый контраст, перед тем как спустить затвор.
В случае, если поместить объект на более приемлемый фон физически нереально, улучшить качество снимков поможет следующее:
- Чтобы создать фон для небольшого объекта, достаточно поместить за ним тон
кий кусок почтовой или матовой бумаги. - Можно также поставить два кронштейна, натянуть между ними леску и повесить кусок материи.
- Если два вышеописанных способа почему-либо не подходят, попробуйте максимально широко открыть диафрагму, чтобы размыть фон. Фотоаппарат нужно переключить в режим ручного управления или в режим приоритета диафрагмы. Помните, что чем меньше диафрагменное число, тем шире отверстие диафрагмы. Если же ваш фотоаппарат не поддерживает ни одного из этих режимов, воспользуйтесь предустановленным режимом портретной съемки, при котором диафрагма также открывается полностью.
СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Если на матерчатом фоне есть небольшие складки, на снимке они будут выглядеть как горы и долины. Поэтому перед съемкой их нужно тщательно разгладить. Кроме того, желательно иметь при себе кисть или щетку для уборки следов грязи и пыли, которые на снимке становятся намного более заметными, чем в реальности.
Как избежать муара
Объекты и задний план, имеющие периодически повторяющийся узор, иногда дают искажение, известное под названием муарового рисунка или просто муара (moiré pattern). Иллюстрация этого эффекта приведена ниже.
Рис. 4.5. Волнообразные линии на кусках ткани являются искажением, известным под названием «муар»
На первом снимке показан грубый шелк, волокно которого направлено по диагонали. В результате на снимке гуляют волны. Второй снимок демонстрирует черно-белое полотно с шахматным рисунком. Этот вид ткани, вероятно, сложнее всего снимать цифровым фотоаппаратом. В данном случае проблема состоит не только в появлении ряби, но и в возникновении зеленых и фиолетовых пикселов на цветной версии снимка.
Многие современные цифровые фотоаппараты оснащаются встроенным фильтром для подавления муара, причем этот процесс выполняется автоматически. Поэтому даже наличие данного искажения на экране предварительного просмотра не означает, что оно будет присутствовать на итоговом снимке. Впрочем, если проблема все-таки возникла, существуют следующие способы, позволяющие устранить ее полностью или хотя бы частично:
- Найдите такой угол наклона камеры или ракурс съемки, при котором достигается лучшее взаимное расположение линий рисунка и светочувствительного
элемента фотоаппарата. Для этого включите экран предварительного просмотра
и меняйте угол и точку съемки, пока не добьетесь уменьшения искажений. - Если ваш фотоаппарат позволяет управлять процессом увеличения резкости
снимка, установите минимальную степень или вообще отключите эту функцию.
Борьба с муаром
При съемке цифровым фотоаппаратом иногда появляются трудности, с которыми часто сталкиваются те, кто работает с видеотехникой. Речь идет о фотографии материалов, имеющих четко выраженную структуру или рисунок. В этом случае может возникнуть муар, который проявляется в виде волнистых линий и причудливых цветных полос, как показано в примере. При обнаружении муара нужно попытаться изменить направление фотоаппарата и уменьшить резкость.
Полученное в результате небольшое размытие сделает муар менее заметным. Увидеть, как усиливающие резкость встроенные фильтры влияют на вид изображения, можно в следующем абзаце.
• Разумеется, легче всего справиться с муаром, просто заменив фон. К сожалению, это не всегда возможно. Поэтому остается только до конца открыть диафрагму, уменьшив тем самым глубину резкости до предела. На размытом фоне муар будет виден намного слабее.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ -
Находящаяся внутри фотоаппарата регистрирующая матрица состоит из расположенных в рядах и столбцах светочувствительных элементов и представляет собой повторяющуюся структуру. В случае, когда регулярная структура составляющих матрицы накладывается на структуру материала объекта, интерференция волн от обоих источников часто и проявляется в виде муара. При этом мы наблюдаем, что цвет одежды людей идет волнами, как на собственно муаровой ткани (плотной шелковой ткани с разводами, переливающейся на свету различными оттенками). Муар свойственен и телевизионному изображению, когда возникает интерференция между изображением и маской ЭЛТ, но в этом случае он виден на экране в виде концентрических линий. Меньше всего эффект заметен, когда структуры выровнены друг относительно друга.
Избегайте увеличения резкости функциями фотоаппарата
Функция увеличения резкости есть во многих цифровых камерах. Когда она включена, камера пытается, создаст иллюзию более точной фокусировки за счет поднятия контрастности вдоль границ между областями, окрашенных» в разные цвета. Но чтобы добиться лучших результатов, нужно увеличивать резкость изображения в графическом редакторе, так как это дает возможность управлять тем, где и с какой силой будет применяться фильтр.
Эти фотографии я снимала фотоаппаратом, который предлагает три режима увеличения резкости: сильное, среднее и без увеличения. При сильном воздействии кожа рук и ткань стали казаться грубыми, складки на суставах пальцев просто бросаются в глаза. В дополнение увеличение резкости привело к появлению заметных темных и светлых ореолов на границе между руками и тканью. При средней настройке результат намного улучшился, но складки кожи все еще слишком ярко выражены для столь романтичного снимка.
Нижнее левое изображение снималось при отключенной функции увеличения резкости. Это позволило, смягчить вид кожи рук, и сделало рисунок ткани менее заметным.
Затем я открыла третий снимок в графическом редакторе и немного приподняла резкость в районе кольца и на границе между руками и платьем. Такая выборочная обработка фильтром, увеличивающим резкость, оживил кольцо, и сделала контуры рук на последнем изображении четче без добавления коже нежелательной грубости
Продолжение следует
< Предыдущая | Следующая > |
---|