Печать
PDF

Классификация объективов

Добавлено в Для новичков

От объектива фотоаппарата и матрицы напрямую зависит качество снимка. Но если матрица фотоаппарата является неотделимой его частью, то в зеркальных камерах объективы можно менять по собственному усмотрению. В нашей статье мы расскажем, как правильно подобрать комплект оптики в зависимости от поставленной задачи.

 

Отметим, что многие профессионалы и любители предпочитают вместо слова «объектив» использовать сленг: «линза», «стекло», «оптика».

 

Как правило, по названию объектива можно узнать все его основные характеристики. Рассмотрим модель NikonAF-S 16-85 F/3.5-5.6 VR.Этот объектив имеет фокусное расстояние 16-85 мм и зум 85/16=5,3. Объясним, что это значит. Для 16 мм значение диафрагмы – f/3.5, оно плавно уменьшается с увеличением фокусного расстояния, до значения f/5.6 на 85 мм.

Аббревиатура AF обозначает, что объектив является автофокусным, а приставка S указывает на наличие мотора фокусировки. VR жеговорит о наличии стабилизатора изображения.

Если с диафрагмой все понятно (чем больше значение, тем более светосильным является объектив; например, f/2 светосильнее, чем f/4), то на фокусном расстоянии (далее – ФР) следует остановиться подробнее. ФР определяет угол зрения объектива – чем оно больше, тем угол зрения будет меньше и, соответственно, тем больше приближающая способность объектива. Точнее говоря, угол зрения зависит от отношения ФР к диагонали матрицы. Для большей наглядности и в связи с широкой распространенностью 35 мм формата принято характеризовать объектив не углом зрения, а так называемым эквивалентным фокусным расстоянием (далее – ЭФР). Для пленки и некоторых матриц (их называют полнокадровыми или FF – от Full Frame) ЭФР равно ФР. У матриц с диагональю меньшей, чем пленка, для обеспечения того же угла зрения ФР (истинное) делают во столько же раз меньше. То есть на матрице размером 23,6х15,8 (как у камеры NikonD40) при ФР 50 мм мы получим такой же кадр, как в случае съемки на матрицу размером 36х24 при ФР 75 мм. Отношение диагонали пленочного кадра к диагонали матрицы камеры называют кроп-фактором. В рассматриваемом примере с NikonD40 кроп-фактор для этой камеры равен 1,5. Для камер типа Canon 450D кроп-фактор равен 1,6, для камер стандарта Four Thirds (4/3) – 2. Для пленки и камер с полнокадровым сенсором кроп-фактор равен 1.

Для наглядности рассмотрим такой пример: возьмем объектив Nikon AF-S 12-24 mm f/2.8 G ED и 2 камеры – NikonD40 (размер сенсора23,6х15,8 мм)и NikonD3 (размер сенсора36х24 мм). Если надеть объектив на D40, то ЭФР=(12-24)*1,5=18-36 мм; если на D3 – то ЭФР=ФР.

Можно отметить, что зеркальные камеры с кроп-фактором 1,5-2 удобно использовать для съемки удаленных объектов (при использовании телеобъективов, об этом ниже), но при этом создаются проблемы при широкоугольной съемке.

ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Логичнее всего классифицировать объективы по фокусному расстоянию - именно этот параметр определяет предназначение объектива.

Фишай (англ. Fisheye, «рыбий глаз»). Это сверхширокоугольный объектив с сильной бочкообразной дисторсией. Обычно имеет ФР от 8 до 16 мм, они не бывают зумами – то есть ФР у них не меняется.  Принцип работы этого объектива реализован в дверном глазке – заглянув в него, можно получить впечатление о том, какое изображение можно даёт fisheye. Такие объективы отличаются углом зрения 180 мм. Чем короче ФР – тем ярче выражена дисторсия (вид искажения).

обьектив "рыбий глаз"

Фишай – объектив, не предназначенный для конкретных видов съемки. Им можно фотографировать пейзажи, портреты, архитектуру – в общем, все, кроме макро. Основное предназначение – творческие эксперименты.

Сверхширокоугольные объективы. Объективы такого типа имеют очень маленькое ФР и, соответственно, широкий угол зрения. ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) тоже достаточно велика. Современные сверхширокоугольные объективы не искажают картинку, в отличие от фишай, но, наклоняя камеру при съемке вперед или назад, можно получить бочкообразные искажения.

сверхширокоугольный обьектив

Основное применение таких объективов – съемка пейзажей, архитектуры, интерьеров в сильно ограниченном пространстве или съемка людей в очень небольших помещениях.

Широкоугольные объективы. Пожалуй, самый распространенный вид, его отличает ФР от 28 до 35 мм.

Такие объективы обычно используются как штатные. Они замечательно подходят для съёмки пейзажей, помещений, и разве что для архитектуры их не всегда хватает.

 

Нормальный объектив. Это объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Для пленки это 43 мм, для кропнутых матриц меньше. Однако ЭФР будет в любом случае примерно равно 43. Чаще всего на практике нормальным объективом (по отношению к конкретной камере!) будет объектив в ЭФР 40-50 мм. Если ФР меньше диагонали кадра, то объектив называется короткофокусным, если больше – длиннофокусным.

Используется в качестве штатного. ФР человеческого глаза примерно равно 50 мм, то есть угол зрения человеческого глаза и нормального объектива очень близки, что делает последний очень удобным в повседневной съемке.

Длиннофокусные объективы отличает ФР от 70 до 135 мм. Чаще всего такое же фокусное расстояние характерно и для макрообъективов, но о них мы расскажем чуть ниже.

Обычно используются для портретной съемки, так как при таком ФР отсутствуют искажения при передаче деталей и пропорций в портрете. С этой же целью их обычно делают светосильными для получения размытого фона в портретах. Позволяют гибко управлять ГРИП, акцентируя внимание на объекте за счет размытого заднего и/или переднего плана.

Телеобъективы. К этому классу можно отнести объективы с ФР больше 135 мм и далее. Объективы с ФР больше 400 мм еще называют сверхдлиннофокусными. Это самые дорогие объективы, их изготовление сопряжено со многими технологическими трудностями – например, необходимо обеспечить четкое изображение при значительном удалении объекта съемки, невзирая на различные атмосферные флуктуации, влияющие на рассеивание и поглощение света в воздухе.

При ФР больше 300 мм снимать крайне желательно со штатива, так как даже наличие стабилизатора изображений не всегда способно гарантировать четкий снимок. Телеобъективы отличаются большими габаритами и весом, причем чем больше и/или светосильнее объектив, тем больше будут размеры, вес и цена.

телеоъектив

Основное предназначение – съемка удаленных объектов. Обычно это спортивные мероприятия и фотографирование диких животных. Также этими объективами зачастую пользуются папарацци, не имеющие возможности близко подойти к объекту съемки.

Отдельно стоит отметить зеркальные объективы. В их оптическую схему входит не менее двух зеркальных поверхностей, за счет чего можно существенно сократить длину объектива. Например, объектив Makinon 300/5.6 Reflex весит скромные 0,25 кг, в длину тянется лишь на 65 мм и раздаётся вширь только на 70 мм!

Но конструкция зеркальных объективов имеет свои недостатки – из-за особенностей хода лучей зеркальные объективы не имеют механизма регулирования диафрагмы. Обычно они недостаточно светосильные и без использования хорошего штатива непригодны. Кроме того, нет возможности управления ГРИП, да и качество ниже, чем у обычных линзовых телеобъективов.

Используются в том случае, когда габариты и вес переносимой техники играют большую роль и конечное качество снимка не так уж важно.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Фиксы и зумы. Все вышеописанные объективы дополнительно разделяются по способности к изменению фокусного расстояния. Можно выделить фиксы (объективы с заданным ФР) и зумы (с изменяемым ФР). Зумы могут быть как умеренными (2-5-кратные), так и гиперзумами – например, Sigma AF 18-200 mm f/3.5-6.3 ASP IF DC обеспечивает более чем 11-кратное увеличение. Но необходимо помнить, что чем больше зум, тем ниже качество снимка.

В целом, фиксы обеспечивают за ту же цену лучшее качество и светосилу, но при этом менее удобны в работе.

Макрообъективы. Многие считают, что «настоящей» макросъемка может считаться лишь в случае, когда соблюдается масштаб 1:2 или даже 1:1. Добиться этого можно только с помощью макрообъективов и дополнительных аксессуаров. Макрообъективы заслуживают отдельного рассмотрения. Макросъемка – жанр фотографии, в котором делаются снимки мелких объектов в масштабах 1:10 и крупнее. Масштабом называют отношение размера изображения на пленке или матрице к истинному размеру объекта. То есть если мы получили на матрице изображение муравья размером 1 мм при истинном размере муравья 5 мм, то это фотография с масштабом 1:5.

По ФР макрообъективы бывают различными – могут встречаться модели с ФР 50 мм, а могут быть и 200 мм. Длиннофокусные объективы используются в том случае, если нельзя слишком близко подойти к объекту съемки – например, при фотографировании насекомых.

Tilt-Shift. Стоят упоминания и Tilt-Shift – объективы с наклоном и сдвигом. Такие необычные "линзы" используют при съемке архитектуры. Конструкция предполагает возможность наклона и сдвига оптических элементов, что позволяет с большим удобством контролировать ГРИП, управлять плоскостью, а также избегать перспективных искажений при съемке зданий. Их ФР обычно равно 45 или 90 мм и всегда фиксировано.

СТАНДАРТЫ  ОБЪЕКТИВОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Каждый производитель зеркальных камер соблюдает определённый стандарт разъёма (байонет) для подключения объективов. Например, камеры Canon поддерживают исключительно фирменные EF и EF-S, тогда как "зеркалки" Fujifilm совместимы со стандартами Nikon. Ниже крупным планом представлен байонет Nikon AF-S:

Таблица соответствия байонетов и камер

Компания Стандарт Совместимость
Canon Canon EF Со всеми DSLR Canon
Canon EF-S С неполнокадровыми DSLR Canon
Nikon Nikon AF Со всеми DSLR Nikon (автофокус не будет работать у камер D40/D40x/D60)
Nikon AF-S Со всеми DSLR Nikon
Fujifilm Nikon AF/ AF-S Со всеми DSLR Fujifilm
Olympus 4/3 (Four Thirds) Со всеми DSLR Olympus 4/3
Panasonic 4/3 (Four Thirds) Со всеми DSLR Panasonic 4/3
Pentax KAF Со всеми DSLR Pentax
Samsung KAF Со всеми DSLR Samsung
Sony Minolta AF Со всеми DSLR Sony
Sigma Sigma SA Со всеми DSLR Sigma

 

ИТОГ

Выбор верного, подходящего под поставленную задачу объектива – процесс даже более важный, чем выбор камеры. Надеемся, что наша статья поможет вам сделать правильный выбор.

 

Источник: mobi.ru

Tags:

Внизу каждого взятого с сайта текстового материала обязана присутствовать строчка" Урок взят с фото сайта FinePhoto.com.ua "(скопировать/вставить)


Стать профессиональным фотографом!

Хотите узнать, как делать фотосессию профессионально? То наш сайт с радостью вам поможет в этом, на сайте вы найдете множество интересных статей, для фотографа. Человек с поющей душой найдет полезный материал на нашем сайте. Кто привык вкладывать душу в работу фотографом уже давно знает, как профессионально делать фото сессию, новичкам же наш сайт поможет без каких либо проблем. Теперь вам не придется тратить свое драгоценное время на поиск одной или двух статей для профессионализма, на нашем сайте вы найдете все и сразу.

Хотите узнать самые популярные позы для фото, то наш сайт это, то что нужно для вас и вашего любимого занятия.

Наша коллекция важных статей для фотографов находится в постоянном пополнении и обновлении, благодаря этому вы всегда сможете быть уверенными, что найдете здесь для себя что-нибудь интересное. Приятного вам просмотра!