Коррекция цвета с помощью балансировки белого
В мире обычной пленочной фотографии знающие фотографы воздействуют на цветовую гамму снимков в соответствии со своим художественным видением, выбирая нужный тип пленки. Известно, что на некоторых видах пленки появляется больше синего и зеленого, в то время как на других эти оттенки смягчаются и, напротив, увеличивается количество теплых тонов. Кроме того, регулировать цвета позволяет огромное множество различных цветных светофильтров, навинчивающихся на объектив.
Понятно, что в цифровой фотографии нельзя поменять чувствительную матрицу «на лету», как обычную пленку. Но отдельные производители фильтров, например Tiffen и Kenko, теперь выпускают массу традиционных светофильтров, которые по размеру подходят к объективам цифровых фотоаппаратов. Вдобавок тона снимка можно сделать теплее или холоднее, управляя балансом белого. В иных камерах даже есть средство для качественной настройки насыщенности цветов.
В этой главе вы найдете описания нескольких способов управления цветом с помощью светофильтров и функций цифровых фотоаппаратов. Также в ней рассказывается, как добиться аналогичных результатов, обрабатывая изображение в графическом редакторе.
Коррекция цвета с помощью балансировки белого
Каждый источник света испускает лучи определенного оттенка, которые, взаимодействуя с цветами освещаемых объектов, изменяют их. Так, горящая свеча окрашивает сцену в теплые, красноватые тона, а дневной свет в облачный день добавляет немного синих и голубых оттенков.
Цвет источника света — его часто называют цветовой температурой — измеряется в градусах Кельвина:
Человеческий глаз прекрасно компенсирует различные цвета света. В результате мы воспринимаем белую рубашку белой, даже если смотрим на нее через освещенный свечами стол или на улице в пасмурный день. Но фотоаппараты не так совершенны, и в этой области им необходимо помогать.
Как упоминалось во введении к главе, в пленочной фотографии для съемки при различных источниках света используются разные типы пленки. В цифровой камере цвет освещения компенсируют по-другому — путем регулировки баланса
белого. Если оставить балансировку белого в автоматическом режиме, фотоаппарат самостоятельно подстроится к цветовой температуре источника света.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------
В градусах Кельвина, названных так по имени ученого викторианской эпохи барона Кельвина из Ларга, урожденного Уильяма Томсона, измеряется термодинамическая температура. Ноль градусов Кельвина, который ученые называют абсолютным нулем, равен -273,15° Цельсия.
Из всего этого для фотографов важно то, что цвета, испускаемые различными источниками света, были измерены по шкале Кельвина, и в результате появилась возможность количественно охарактеризовать свет. Мы не будем вдаваться в сложные научные объяснения, но суть заключается в следующем. Цвета измерялись с помощью черного объекта, который называют абсолютно черным телом. Этот объект при нагревании начинает испускать свет, цвет которого меняется при увеличении температуры тела. Таким образом, когда фотографы говорят о цветовой температуре, подразумевается температура в градусах Кельвина, до которой требуется нагреть абсолютно черное тело, чтобы оно начало излучать свет нужного цвета.
Температура источников света, с которыми можно столкнуться в обычной жизни, варьируется в диапазоне от 2000 до 8000 К. (В 1968 году научное сообщество решило опускать слово «градус» и обозначение градуса, когда речь идет о шкале Кельвина — например, «5 Кельвинов» или 5 К.) На нижнем конце диапазона свет приобретает красный оттенок, а при увеличении температуры цвет света изменяется через желтые и белые тона к синим.
Обсуждение цветовой температуры может немного запутать вас, поскольку, помимо всего прочего, фотографы используют термины «теплый» и «холодный» для описания цветов, которые мы видим при съемке и получаем на фотографии. «Теплый» обозначает красноватый цвет, а «холодный» относится к синим и голубым тонам. Получается, что источник света с высокой температурой добавляет в сцену холодные оттенки, а с низкой — теплые, но, несмотря на кажущееся противоречие, именно так и говорят. На практике же вовсе необязательно задумываться о температуре осветителя по шкале Кельвина — нужно только знать, какой оттенок требуется получить.
Как правило, автоматика неплохо справляется со своей задачей. Но если съемка ведется с использованием различных осветителей, скажем, вспышки при дневном свете, результат автоматической балансировки белого может вас удивить или расстроить. Поэтому в большинстве фотоаппаратов предусмотрен режим ручной настройки баланса белого, в котором можно выбрать любой источник света из пяти или шести предлагаемых. Обычно предустановленные значения соответствуют облачному/пасмурному небу, вспышке, яркому солнцу, лампам дневного света (флуоресцентным) и лампам накаливания (обычным электрическим лампочкам). Иногда, в более сложных камерах, присутствует еще одна настройка для студийных осветителей, в которых горят вольфрамовые лампы. Кроме того, в некоторых моделях также предлагается автоматическая коррекция баланса белого. Она работает аналогично экспокоррекции, и с ее помощью можно сделать цветовую гамму чуть теплее или холоднее, чем при одном из стандартных вариантов. Например, если солнце проглядывает сквозь облака и вы установили вариант Cloudy (облачно), но хотите, чтобы цвета изображения получились чуть теплее или холоднее, чем при этой настройке, задайте величину коррекции баланса белого +3 или —3 соответственно.
Основной целью балансировки белого, несомненно, является правильное отображение цветов при любом освещении. Но это средство применимо и в художественных целях следующим образом:
• Для «утепления» тонов установите баланс белого, соответствующий более «горячему» источнику света, чем фактический осветитель. Например, при ярком солнечном свете выберите вариант для вспышки или облаков. (В принципе, не обязательно помнить температуру различного света, так как на жидкокристаллическом экране фотоаппарата всегда можно увидеть, в какую сторону сдвинулись цвета снимка при изменении настройки баланса белого.)
• Чтобы цвета на фотографии выглядели более холодными, установите баланс белого, соответствующий источнику света, который имеет более низкую температуру, чем фактический осветитель. Это значит, что в солнечный день нужно выбрать вариант для освещения лампами накаливания или лампами дневного света.
В режиме автобалансировки белого фотоаппарат определяет температуру света и настраивает цветовую гамму исходя из теории. Но если в камере есть режим ручной балансировки белого, в ваших руках вся полнота управления тонами, как при использовании традиционных светофильтров.
Примеры снимков:
Этот снимок я получила после обеда в ясный день, поэтому вариант настройки баланса белого Bright. Sunshine (Солнечно) правильно передал цвета дневного спектра.
Для более холодной гаммы нужно задать баланс белого, соответствующий свету с более низкой температурой, чем реальное освещение. Здесь я переключилась в режим Fluorescent bulbs (флуоресцентный) (слева) и в режим Incandescent bulbs (Лампы накаливания) (справа).
Для получения теплых тонов баланс белого должен соответствовать свету, имеющему более высокую температуру, чем реальное освещение. Левое изображение снималось в режиме Flash (вспышка), а правое -в режиме Overcast skies (Небо в тучах).
В завершение отмечу, что диапазон сдвига цветов зависит от модели фотоаппарата.
Кроме того, если съемка ведется в облачный день и вы уже задали настройку для такой погоды, понятно, что описанный выше метод не позволит сделать цвета более теплыми. Точно так же невозможно сдвинуть цвета в холодную сторону, если при освещении лампами накаливания уже выставлен соответствующий вариант балансировки белого. В следующих двух разделах рассказывается о том, как выйти за пределы этих ограничений.
СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Для достижения более резко выраженного сдвига цветов в сторону теплых или холодных тонов можно, помимо ручной настройки баланса белого, воспользоваться традиционными корректирующими светофильтрами.
< Предыдущая | Следующая > |
---|