Как правильно фотографировать предметы Часть 1
Профессиональный подход к предметной съемке.
Извлекаем выгоду из рассеянного отражения.
Использование рассеянного отражения и теней для выявления структуры материала.
Предлагаю Вашему вниманию перевод некоторых глав из книги Light – Science & Magic. Авторы : Fil Hunter, Steve Biver, Paul Fuqua.
Кому интересно почитать всю книгу на языке оригинала - могут найти ее в интернете и скачать.
При переводе я не ставил целью выполнить дословный перевод. Также множество "воды" и вступлений, не несущих полезной информации было опущено.
Пожалуй, начнем...
Извлекаем выгоду из рассеянного отражения.
Фотографов иногда просят сфотографировать картины, иллюстрации или старинные фотографии. Снятие копий с работ - хороший пример ситуации, когда нам нужно использовать исключительно рассеянное, а не прямое отражение.
Рассеянное отражение дает нам информацию как о черных, так и о белых предметах. Печатные страницы книги имеют определенные черные и белые области. Большую часть рассеянного отражения производят белые листы бумаги и небольшую часть производят чернила. Поскольку рассеянное отражение может отражать частоту света выборочно, то это может нести большую часть цветовой информации о предмете. Мы возможно хотели бы напечатать эту страницу с шрифтом цвета мадженты на голубой бумаге (если придирчивые редакторы позволили бы нам сделать это), и Вы знали бы, потому что рассеянное отражение от страницы сказало бы Вам об этом.
Заметьте, что рассеянное отражение плохо может нам сказать, какая поверхность у материала. Это лучше сделать с помощью прямого отражения света.
Когда мы копируем живопись, или фотографии - мы обычно не интересуемся типом поверхности, на которой это все было воспроизведено; мы хотим знать о цветах и ценностях в оригинальном изображении.
Углы света.
Какое освещение помогло бы нам достигнуть этого? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим сначала на семью углов, которые производят прямое отражение от поверхности.
Иллюстрация 4.1 показывает стандартную установку камеры при копировании. Камера находится на штативе и направлена на объект съемки. Предположим, что высота камеры над объектом съемки такова, что зам объект занимает все поле зрения камеры.
Иллюстрация 4.1
Семья углов, что производит прямое отражение в установке для копирования. Свет внутри семьи углов производит прямое отражение, а тот, что вне нее - рассеянное. Похожая семья углов есть на каждой стороне от камеры.
Мы имеем распределение семьи углов от источника света, или свет, который производит прямое отражение от поверхности съемки. В большинстве случаев при копировании используется свет на каждой стороне от камеры. Нам нужен пока только один источник света, чтобы понять сам принцип.
Данная схема света упрощает его установку. Еще раз повторимся: любой свет, попадающий в семью углов, произведет прямое отражение на снимаемой поверхности, а свет, не попадающий в семью - произведет только рассеянное отражение. Поскольку нам нужно только рассеянное освещение - то расположим источник света так, чтобы свет от него не попадал в семью углов.
На иллюстрации 4.2 видно, что коробка сигар сфотографирована со светом, не попадающим в семью углов. Мы видим только рассеянное отражение от поверхности, и тон на фотографии близко приближен к оригиналу.
Иллюстрация 4.2
На данной этикетке мы видим только рассеянное отражение. Тон фотографии близок к оригиналу.
Для контраста, на иллюстрации 4.3 источник света размещен внутри семьи углов. Получающееся прямое отражение вызывает недопустимый блик на глянцевой поверхности.
Иллюстрация 4.3
Размещение источника света внутри семьи углов вызывает недопустимый блик на поверхности и затемнение некоторых деталей на объекте съемки.
Но это все хорошо для съемок в студии или лаборатории. Фотографов же часто просят сфотографировать большие картины в музеях, или других местах, откуда они не могут быть вывезены. Любой, кто когда либо делал это, знает что хранители музея всегда помещают витрины или опоры точно там, где мы хотим поместить камеру (зачастую это лучшие места для съемки). В таких случаях нам приходится придвигать камеру ближе к объекту съемки и использовать более широкоугольные объективы, чтобы вся картина, или оное произведение искусства могли целиком попасть в кадр.
На иллюстрации 4.4 показана общая панорама нашей установки в музее. Теперь у камеры есть широкоугольный объектив, примерно с 90-градусным углом зрения.
Иллюстрация 4.4
При использовании широкофокусных объективов мы имеем гораздо большую семью углов и вынуждены располагать источник света под более острым углом к поверхности съемки, чтобы получить только рассеянное отражение света.
Смотрите, что случилось с нашей семьей углов. Семья из углов, вызывающих прямое отражение стала теперь намного больше, а диапазон приемлемых углов для освещения - намного меньшим. Источник света теперь нужно размещать дальше в сторону, чтобы избежать недопустимых прямых отражений света. Съемка в этом положении дало бы весьма плохие результаты, если бы мы использовали схему света, показанную в иллюстрации 4.1. Тот же самый угол освещения, который хорошо работает, когда камера находится дальше от объекта съемки может вызвать прямое отражение света, когда камера расположена более близко. В этом случае мы вынуждены переместить источник света дальше в сторону.
Наконец, заметьте, что в некоторых ситуациях, подобных музею, форма комнаты может сделать размещение источников света гораздо более трудным, чем размещение камеры. Если правильное размещение источников света кажется невозможным, то мы можем решить проблему только перемещая камеру дальше от объекта съемки (и соответственно используя более длиннофокусный объектив, чтобы сохранить масштаб объекта съемки).
В иллюстрации 4.5 комната является достаточно узкой, чтобы легко разместить источники света, но зато эта комната позволяет разместить фотоаппарат почти на любом расстоянии от объекта съемки. Когда камера находится далеко от объекта, то семья углов получается очень маленькой. И становится легко найти угол освещения, чтобы избежать прямого отражения.
Иллюстрация 4.5
Схема для копирования с использованием длиннофокусного объектива. В этом случае мы имеет гораздо меньшую семью углов, дающую прямое отражение света, и нам легче найти правильное размещение источника света.
Плюсы и минусы основного правила.
В учебниках зачастую пытаются представить схему света, показанную в илюстрации 4.6 как основную, или стандартную для копирования оригиналов. Обратите внимание, что используется 2 источника света, под углом 45 градусов к объекту съемки. Это общая схема света зачастую работает, но не всегда. По той причине, что мы видели в предыдущих примерах, так как угол освещения, годный для использования зависит от расстояния между камерой и объектом съемки, а также от фокусного расстояния объектива.
Иллюстрация 4.6
"Стандартная" схема света для копирования иногда работает, а иногда нет. "Правильный" угол освещения зависит от расстояния между камерой и объектом съемки, а также от фокусного расстояния объектива.
Это правило может не сработать для получения хорошего освещения, если мы не будем учитывать расстояние между источником света и объектом съемки. Для того, чтобы понять о чем идет речь - мысленно объедините два принципа, описанных в иллюстрации 4.1 и 4.6. В иллюстрации 4.7 мы видим две возможные позиции размещения источников света. Оба они светят под углом в 45 градусов, но только один из них даст приемлемое освещение. Источник света, который ближе к объекту съемки в пределах семьи углов вызовет появление пятна света на объекте. Другой источник света находится достаточно далеко, чтобы попасть в семью углов, и приемлемо осветит поверхность.
Таким образом мы видим, что правило с источниками света, расположенными под 45 градусов к объекту съемки будет работать хорошо, пока фотограф размещает источники света достаточно далеко от поверхности съемки. Фактически, правило работает хорошо, потому что фотографы обычно помещают источники света дальше от поверхности объекта съемки.
Иллюстрация 4.7
Здесь показана вся важность расстояния от источника света до объекта съемки. Оба источника света, размещенные под углом 45 градусов к поверхности съемки, но только один из них имеет правильное положение. Источник света, попадающий в семью углов вызовет прямое отражение света (блик на объекте съемки).
< Предыдущая | Следующая > |
---|