Ломография!
В данной статье мы подробно познакомимся с еще одним жанром фотографии - ломографией. Вероятно большинство фотографов посчитают это глупостью и неполноценным жанром, но некоторые "ломографисты" получают очень интересные результаты в своих фотографиях.
Сегодня ломография – один из самых популярных видов современной фотографии. Массовое увлечение, которое охватило весь мир, – компактная фотокамера «Ломо», заряженная фотоплёнкой, постоянное движение и Его величество случай!
Всё началось с того, что в 1984 году Ленинградское оптико-механическое общество «Ломо» запустило в массовое производство малогабаритную автоматическую фотокамеру «Ломо-компакт автомат» (ЛК-А). Фотокамера была тщательно скопирована советскими военными специалистами с японского фотоаппарата соsina cx2, который был подарен заместителю министра Министерства оборонной промышленности СССР П.И. Корницкому на международной выставке кинофотоаппаратуры в Кёльне.
Потрясающее сходство японской и советской камер объяснялось тем, что замминистра оборонпрома потребовал, чтобы наш фотоаппарат был «как японский» и снаружи, и внутри. Японскую фотокамеру на «Ломо» развинтили, скопировали все 450 деталей, но специалистам оборонпрома, выпускавшим головки самонаведения для ракет, перископы для подводных лодок, лазерные прицелы систем управления огнём кораблей, не удалось скопировать японский электронный затвор по причине отсутствия технологий, из-за чего конструкцию аппарата пришлось упростить. Чтобы советский фотоаппарат не уступал западному прототипу «ЛК-А», его оснастили широкоугольной оптикой и инновационной системой автоматической установки экспозиции, доступной в то время только в дорогих профессиональных камерах, что позволяло фотографировать во всех условиях освещения.
Фотографии, снятые на «ЛК-А», имеют большую глубину резкости, яркие, насыщенные краски и характерные затемнённые края снимков, а благодаря малой массе (250 г), габаритам (107*68*43,5 мм), прочности корпуса и простому управлению «ЛК-А» всегда можно носить с собой.
Спустя 7 лет, в 1991 году, гуляя по весенней Праге, студенты Венской школы искусств Маттиас Фигль и Вольган Странцингер купили в комиссионном магазине дешёвый советский фотоаппарат «ЛК-А» по 12 долларов за штуку. Друзья снимали, не задумываясь о композиции, экспозиции, снимали всё подряд, не глядя в видоискатель. Вернувшись в Вену, молодые люди отпечатали все снимки и были поражены – это были снимки, наполненные зафиксированными эмоциональными воспоминаниями. Ошеломлённые таким результатом, ребята решили организовать выставку ломографий, но денег на организацию не хватало, и студенты зарегистрировали себя как официальную организацию и обратились за поддержкой в Венский муниципалитет. Так в Вене в 1991 году родилось Международное ломографическое общество.
На сегодняшний день Международное ломографическое сообщество – это мощная организация, насчитывающая более 1 000 000 человек. В разных странах мира насчитывается более 75 посольств, которые имеют право на использование идеи и фотоаппараты.
Посольство ломографии в России находится в Санкт-Петербурге. Северная столица была выбрана для представительства не случайно, именно здесь, в Санкт-Петербурге, на заводе «Ломо» была произведена камера «Ломо-компакт автомат», которая положила начало ломографии.
Австрийские ломографы даже придумали расшифровку LoMo – love and motion – «любовь и движение». Именно это выражение стало девизом Ломографического общества.
У меня, как профессионального фотографа, когда я узнала о существовании ломографии, в первую очередь возник вопрос: почему фотографии «Ломо», в отличие от снимков, снятых на дорогущий профессиональный фотоаппарат, имеют такую эмоциональную окраску, которая никого не оставляет равнодушным? Ответ не заставил себя долго ждать. Всё дело в том, что профессиональные фотографы ищут кадры, задумываются о композиции, резкости и так далее, таким образом выходит фотография искусственная. Ломограф, не задумываясь о технической стороне снимка, снимает всё вокруг: людей, асфальт, крыши домов, машины, снимает жизнь как она есть – именно это и трогает зрителя.
Существует десять заповедей ломографа:
1. Всегда иметь при себе камеру.
2. Снимать в любое время дня и ночи.
3. Ломография – часть твоей жизни.
4. Снимай «от бедра».
5. Подходи к объекту съёмки как можно ближе.
6. Не думай.
7. Будь быстр.
8. Во время съёмки ты не знаешь, что получится.
9. После съёмки ты тоже не знаешь, что получится.
10. Забудь все правила и снимай!
Ломография – это образ жизни, который имеет фотографическое выражение.
Ломография – это философия. Жизнь – это кино, сюжет для съёмок искать не нужно, он существует вокруг нас постоянно и непрерывно.
Ломография – это образ мышления, снимай всегда и везде!
< Предыдущая | Следующая > |
---|