При съемке в солнечный зимний день наибольшей трудностью является правильная экспозиция снега.
Фото 1. Dynax 5, многозонный замер, нормальная экспозиция
|
Независимо от того, на что вы снимаете (на слайд, или на негативную пленку, или цифровой камерой), экспозиционные огрехи должны исправляться уже при съемке. В пасмурную погоду, когда общий контраст снимаемых сюжетов невелик, многозонному замеру экспозиции большинства современных камер вполне под силу будет справиться с задачей в любом из автоматических режимов работы камеры (P, A, S), даже если Вы снимаете на слайд. Может потребоваться лишь незначительная коррекция (+0,3, + 0,5 EV в зависимости от камеры). Но в условиях более высоких контрастов, когда ярко светит солнце, задача для камеры усложняется.
|
Когда Вы снимаете снег, то чаще всего, рискуете получить его недодержку в силу того, что его отражающая способность гораздо выше 18%. В результате недодержки снег на снимке получается «серым». Но и передержка снега, даже небольшая, производит очень плохой эффект - теряются все детали в светах, исчезает "искристость" и "сверкание" вместо которых остаются только белые "залысины". Кроме того, зачастую приходится идти на экспозиционный компромисс, потому что правильная экспозиция снега не позволяет другим элементам снимка быть нормально экспонированными.
Фото 2. Dynax 5, многозонный замер, нормальная экспозиция
|
Каким же замером экспозиции пользоваться и по каким элементам сюжета его осуществлять? Замер по центральной части кадра (или, как его еще называют, «центральновзвешенный замер») сразу же отпадает из-за своей полной неприспособленности к таким сюжетам. Остаются точечный и многозонный замеры. Несмотря на то, что коэффициент отражения света "среднестатистическим" белым снегом известен (около 80%), производить точечный замер экспозиции по самому снегу я бы не рекомендовал, поскольку в каждом конкретном случае он, скорее всего, будет отражать больше или меньше 80% света (причем это еще будет зависеть от угла, под которым этот свет попадает в объектив).
|
Поэтому лучше всего делать точечный замер экспозиции по знакомому объекту, например, по лицу или ладони человека, который, возможно, будет присутствовать в кадре (при этом не забывайте про коррекцию +1ЕV). Можно также сделать замер по синему небу, повернувшись спиной к солнцу.
Фото 3. Dynax 5, многозонный замер, пленка Fujichrome Provia 100F экспонировалась как 80ISO
|
Наилучшим вариантом остается использование внешнего экспонометра и замер экспозиции в падающем свете либо эксподиска, который устанавливается на объектив фотоаппарата и превращает его в аналог внешнего экспонометра. Но когда ни того, ни другого нет и снимать приходится в гордом одиночестве, задача несколько усложняется. В этом случае можно перейти в ручной режим и последовательно замерить экспозицию точечным замером по самой яркой и самой темной частям сюжета (если у Вас зум-объектив, поставьте его при этом на максимальное фокусное расстояние для большей точности замера).
|
Выбирайте такую выдержку и диафрагму, чтобы яркости вашего сюжета "расположились" по обе стороны от нуля экспозиции на линейке светодиодов в видоискателе. Если "динамика" яркостей сюжета превышает 6 диафрагм (или, что то же самое - ЕV), а, как правило, вышеупомянутые линейки светодиодов больше и не отображают, и нет возможности пожертвовать светами или тенями, тогда остается одно - снижать контраст сцены, используя либо отражатели, либо вспышки, либо и то и другое вместе. Определившись, в конце концов, с каким-нибудь значением экспозиции, брекетируйте с небольшим шагом 0,3-0,5 ЕV. Как видим, методика не слишком оперативная, но с серой картой было бы еще хуже: свет, который падает на ближний и дальний планы пейзажа, далеко не всегда бывает один и тот же, особенно в условиях переменной облачности, поэтому серая карта позволит более-менее точно определить экспозицию только для ближнего плана. Кроме того, не будучи полностью уверенным, по какому эталону отражающей способности (12% или 18%) откалибрована именно Ваша камера, как и в том, какова ее собственная неточность калибровки, Вы не сможете внести необходимые при работе с серой картой поправки, и брекетировать все равно придется. Что касается многозонного замера, то, несмотря на то, что он вполне способен определить «динамический диапазон» сюжета и выбрать усредненное значение экспозиции, он не может «пожертвовать» светами или тенями, даже если контраст сюжета намного превышает возможности пленки. Этот выбор должен сделать именно фотограф.
|