Как подобрать освещение
Освещение в фотографии — это и наука и искусство одновременно, поэтому одной только этой теме посвящены целые книги. Для фотографирования может быть выбрано самое разное освещение: от общего (естественного) освещения, например, солнечным светом, проникающим в окно, до искусственного освещения с помощью целого набора дорогостоящего осветительного оборудования. Но в любом случае освещение служит лишь средством усиления композиции снимка, а не самоцелью.
В остальной части этой главы рассматривается ряд конкретных вариантов и методов освещения. Тем не менее ниже даются общие рекомендации по освещению, помогающие делать качественные снимки.
Сведение теней к минимуму. Дополнительно освещая объект съемки (вспышкой, бытовой лампой или светом в окне), вы, скорее всего, вводите в снимок и дополнительные тени. Старайтесь избегать слишком резких теней,
оказывающих влияние на композицию снимка. Для этого вам, возможно, потребуются дополнительные источники, заполняющие тени светом, осветляя их. Кроме того, вы можете свести тени к минимуму, расположив объект съемки на большем расстоянии от заднего плана.
■ Тени иногда приносят пользу. Ваше внутреннее художественное чутье может подсказать вам интересный способ придать снимку особый характер или эффектность с помощью теней. Если вы преследуете именно такую цель, то пользуйтесь тенями без всяких колебаний. Хотя такой прием вряд ли подходит для фотографирования семейных портретов!
■ Хорошее освещение не обязательно должно обходиться дорого. Для
достижения хороших результатов фотографирования совсем не обязательно иметь профессиональное осветительное оборудование или внешнюю вспышку. Если правильно разместить пару бытовых ламп или недорогой источник света, надев на него конусовидный хозяйственный пакет из бумаги, то таким нехитрым способом можно добиться практически идеального освещения.
■ Чем крупнее источник света, тем более привлекательным получается результат. Вообще говоря, чем крупнее источник, тем мягче свет, который он дает. Более того, этот свет обволакивает объект съемки, а тени получаются менее резкими. Такое освещение особенно подходит для съемки портретов.
■ Освещение рассеянным светом. Некоторые источники света, особенно встроенные вспышки, дают очень резкий свет. Поэтому для достижения лучших результатов попробуйте сделать свет рассеянным. Благодаря этому значительно повышается качество снимков, а также улучшаются такие элементы изображения, как телесные тона, тени и контрастность.
Для съемки со встроенной вспышкой очень удобны недорогие рассеиватели, как, например, LumiQuest (стоимостью около 13 долл. США). А для других источников света можно приобрести профессиональные рассеиватели света в форме колпаков и зонтиков. Впрочем, вместо них можно попробовать просто закрыть источники света белой занавеской. Но будьте осторожны, поскольку источники света сильно нагреваются.
Для смягчения резкого света от встроенной вспышки можно приобрести специальные рассеиватели.
■ Незначительная задняя подсветка никогда не помешает. Наличие источника ограниченной яркости позади объекта съемки способствует увеличению глубины снимка.Так, источник задней подсветки может быть расположен на полу и направлен вверх позади объекта, снимаемого для портрета.
■Опробуйте освещение отраженным светом. Если вы пользуетесь искусственным источником света, будь то настоящий источник света, специально предназначенный для фотографирования, или же самодельный источник в виде приспособленной для съемки настольной лампы, лучших результатов вы сможете добиться, если постараетесь не направлять этот источник света прямо на объект съемки. Вместо этого направьте источник света на задний план снимаемой сцены, чтобы осветить объект съемки отраженным светом этого источника. Например, при портретной съемке освещайте снимаемый объект светом, отраженным от потолка. Благодаря этому свет дополнительно рассеивается, создавая более мягкое освещение объекта съемки.
Уделяйте внимание цвету, пользуясь несколькими источниками света.
Если, например, вы освещаете снимаемую сцену вспышкой и бытовой лампой, то фотокамера может неверно передавать цвета. Эта особенность связана с балансом белого.
< Предыдущая | Следующая > |
---|