Печать
PDF

Баланс белого для фотоэффектов

Добавлено в Для новичков

Баланс белого для фотоэффектовЦвета нередко принято описывать как “холодные” или “теплые”. Холодные цвета отно­сятся к области синих и зеленых тонов во всем цветовом диапазоне, а теплые цвета — к об­ласти красных и оранжевых тонов. О свете также говорят как о холодном или теплом. Так. свет от свечи считается очень теплым, тогда как свет от вспышки — очень холодным.

 

Говоря о теплых и холодных цветах, любопытно соотнести их с цветовой темпе­ратурой по упоминавшейся ранее шкале Кельвина. Так, холодные цвета соответ­ствуют голубоватому свету с более высокой цветовой температурой, а теплые цвета— желтоватому свету с более низкой цветовой температурой. Впрочем, разбираться в цветовых температурах различных источников света не так важно, как в цветах их окраски.

 

Вернемся, однако, к обсуждаемой теме. Те, кто фотографирует на пленку, часто надевают специально окрашенные светофильтры на объективы своих фотоаппаратов, чтобы намеренно придать теплый или же холодный оттенок объектам съемки. А в цифровой фотографии для этой цели достаточно воспользоваться органами управления балансом белого в фотокамере.

Если ваша фотокамера допускает ручную установку баланса белого, вы можете поэкспери­ментировать с разными его установками, чтобы выяснить, какие из них придают изображению теплые и холодные тона в нужной вам степени. Самое главное — выбрать такую установку ба­ланса белого, которая специально рассчитана на источник света с цветовой температурой, от­личной от источника света в снимаемой сцене, следуя приведенным ниже рекомендациям.

1. Для получения более теплых цветов: выберите установку баланса белого, рассчитанную на источники света голубоватой окраски с цветовой темпера­турой, соответствующей верхней части шкалы Кельвина, например, уста­новку “Вспышка” или “Пасмурно”. В этом случае фотокамера посчитает что освещение имеет явный голубоватый оттенок и сместит цвета в сторон) более теплых тонов в нижней части шкалы Кельвина. И если вы снимаете при освещении, которое на самом деле не является холодным, то получающие« в итоге цвета немного сместятся от нейтральных к более теплым тонам.

2. Для получения более холодных цветов: выберите установку баланса бе­лого, рассчитанную на источники света желтоватой окраски с цветов температурой, соответствующей нижней части шкалы Кельвина, например установку “Лампы накаливания”. В этом случае фотокамера посчитает, что для соблюдения баланса белого необходимо сделать цвета холоднее, но ш этот раз цвета будут смещены от нейтральных к более холодным тонам.

В качестве примера рассмотрим два снимка одной и той же сцены, приведенной на рисунке. Эта сцена освещена сильным, ярким дневным светом, проникающим сверху сквозь стеклянный купол здания. При установке баланса белого “Дневной свет” цвета на снимке слева получились нейтральными, т.е. без явной подсветки от освещения. А при установке баланса белого “Пасмурно” цвета на снимке справа получились заметно теплее, поскольку фотокамера сместила их в сторону теплых тонов, посчитав, что нужно как-то уравновесить голубоватый оттенок пасмурного неба. Изменения в цветовой гамме явно заметны на зеленой металлической конструкции купола и на стенах здания, кото­рые стали золотистыми по сравнению с их первоначальным желтоватым цветом.


Баланс белого для фотоэффектов

Ручную установку баланса белого можно использовать для получения фотоэффек­та,

аналогичного действию светофильтра теплых тонов.

Применение вспышки при ярком солнечном свете дает аналогичный эффект потеп­ления тонов по той же самой причине. Более того, вспышка улучшает освещение многих объектов при съемке вне помещения. Так, при портретной съемке вспышка помогает исключить тени под носом и глазами снимаемого объекта. И если уж вы пользуетесь вспышкой, то можете смело оставить исходную установку баланса бе­лого “Автоматически”, поскольку фотокамера все равно автоматически корректи­рует цвета с учетом вспышки всякий раз, когда активизируется вспышка.

Разумеется, такой прием годится не для всех случаев съемки. Так, при съемке в пасмур­ный день цвета нельзя сделать теплее, поскольку максимальное смещение в сторону теплых тонов происходит при установке баланса белого “Пасмурно”. А если приходится снимать при освещении лампами накаливания, то цвета нельзя сделать холоднее, поскольку максимальное смещение в сторону холодных тонов происходит при установке баланса белого “Лампы нака­ливания”. Следовательно, степень изменения цвета, которое происходит при выборе разных установок баланса белого, зависит от того, насколько сильно окраска реального источника света в снимаемой сцене отличается от данной установки.

Тем не менее если ваша фотокамера допускает смещение баланса белого, вы мо­жете дать ей команду всегда смещать цвета немного в сторону теплых или же хо­лодных тонов при выборе любой установки баланса белого. Так, если вы обнару­жите, что ваша фотокамера постоянно воспроизводит цвета, которые кажутся вам слишком холодными при установке баланса белого “Пасмурно”, то откорректируй­те баланс белого в сторону теплых тонов при освещении в пасмурный день.