Принципы работы со светом
Индекс материала |
---|
Принципы работы со светом |
проделожение |
Все страницы |
В данном уроке мы подробно рассмотрим свет, как такой. Научимся правильно размещать источник света и правильно работать с ним.
Давайте рассмотрим трехмерный объект однородного тона, освещенный (для простоты и лучшего понимания) одним источником света.
Свет, падающий на однородный объект, даст нам три световых зоны разной плотности: нейтральное значение, тень и блик.
Нейтральное значение – эта область предмета, которая отражает свет равномерно. Оно определяет истинный тон, или яркость объекта. Именно по ней мы определяем нужную экспозицию. Некоторые типы объектов (такие как стекло, сталь и т.д.) не имеют нейтрального значения плотности. В данном случае экспозицию нужно определять точечным замером по самой яркой области объекта.
Тень – это тот участок объекта, не освещаемый основным источником света. Область тени всегда имеет меньшую яркость, чем нейтральное значение. Но выбор плотности тени каждый раз субъективен.
Блик – это отражение источника света на объекте. Это самая яркая область объекта и она всегда ярче, чем нейтральное значение. Как и в случае с тенью, выбор размера и плотности блика всегда субъективен.
Теперь давайте поговорим о контрасте объекта. Его определяет площадь, на которой происходит смена нейтрального значения тенью, или бликом.
Начнем с площади перехода из нейтрального значения в тень.
Если переход из нейтрального значения в тень занимает небольшую площадь, то такое освещение называют жестким.
Если это значение занимает большую площадь, то такое освещение называется мягким.
Площадь перехода в тень является основным фактором, определяющим качество заданного освещения.
Площадь перехода в блик – это площадь смены нейтрального значения бликом. Эта площадь может быть и большой и маленькой, и это будет определять текстуру снимаемого объекта.
Продолжим тему перехода из нейтрального значения в тень.
Пример жесткого освещения:
И мягкого освещения:
Основными характеристиками, определяющими площадь перехода из нейтрального значения в тень, являются:
- размер основного источника света;
- расстояние от источника до объекта;
- степень рассеянности света;
- перемещение источника света.
Посмотрим, как влияют на площадь перехода из нейтрального значения в тень такие факторы, как размер основного источника света и расстояние от источника до объекта.
Первая фотография была сделана с помощью вспышки-моноблока со стандартным рассеивателем, дающим узкий пучок света, размещенной на расстоянии примерно полутора метров от объекта съемки. Обратите внимание на резкие и жесткие тени. Данный свет со всей уверенностью можно назвать жестким.
Диаграмма размера границы перехода из нейтрального значения в тень:
На второй фотографии был добавлен рассеиватель, размером с софтбокс средних размеров, размещенный на том же расстоянии, что и вспышка на предыдущей фотографии. Сама вспышка была несколько отодвинута назад. То есть расстояние от источника света такое же, только увеличен размер источника света. Как результат – граница перехода из нейтрального значения в тень резко увеличилась, и мы имеем гораздо более мягкие тени.
Диаграмма размера границы перехода из нейтрального значения в тень:
На третьей фотографии рассеиватель был размещен непосредственно за объектом съемки, вспышка также была пододвинута ближе. В результате мы имеет как значительное увеличение размера источника света (по отношению к размеру объекта съемки), так и уменьшение расстояния от источника до объекта. В результате на этой фотографии вообще трудно определить границы перехода из нейтрального значения в тень.
Диаграмма размера границы перехода из нейтрального значения в тень:
Площадь перехода в тень также можно увеличить с помощью движения (перемещения) источника света во время съемки (на длинных выдержках).
На первой фотографии использовался один источник света малого размера. Как видно, тени получились жесткими, с малой границей перехода из нейтрального значения в тень.
Попробуем перемещать источник света (по окружности, относительно той оси, когда он стоял неподвижно) во время съемки…
За счет того, что источник света перемещался во время съемки, его физический размер увеличился и мы имеем гораздо менее жесткие тени.
Теперь давайте рассмотрим другой вариант перехода – переход из нейтрального значения в блик.
Жесткость перехода из нейтрального значения в блик выявляет текстуру, какая она: новая, старая, глянцевая, матовая…
Основные факторы, определяющие жесткость перехода из нейтрального значения в блик следующие:
- отражающие свойства поверхности;
- глубина резкости;
- расстояние от объекта до источника света;
- расстояние от камеры до объекта;
- расстояние от источника света до светорассеивающего экрана;
- перемещение источника света.
Свойства поверхности влияет на то, насколько эффективно поверхность возвращает свет. Глянцевая поверхность хорошо отражает свет, неровная или матовая – плохо
Отражающие свойства поверхности.
Обратимся за помощью к нашему шару…
На данной фотографии видно, что шар имеет глянцевую поверхность, о чем говорит малая площадь перехода из нейтрального значения в блик. А так как в качестве источника света мы используем софтбокс, то его отражение мы и видим в шаре.
Теперь как бы опрыскаем наш шар аэрозолем, сделав его матовым.
Посмотрите, как с изменением его отражающих способностей изменится площадь перехода из нейтрального значения в блик…
Мы видим, что на матовой поверхности шара отражение источника света уже не выглядит четким, как на глянцевой поверхности, граница перехода из нейтрального значения в блик стала очень размытой.
Отсюда следует, что отражающие свойства поверхности прямо влияют на площадь перехода в блик.
Контраст изображения.
Под этим обычно подразумевается контраст между нейтральным значением, светом и тенью.
Главные управляющие факторы здесь будут следующие:
- расстояние от источника рисующего света до объекта;
- расстояние от источника заполняющего света до объекта;
- соотношение расстояний от источника рисующего и заполняющего света до объекта и эффективность источника заполняющего света.
Касательно расстояния от источника рисующего света до объекта, то тут снова можно обратиться к нашим предыдущим фотографиям.
На первом рисунке контраст между нейтральным значением и тенью достаточно высок. Другими словами разница в яркости нейтрального значения и теневых участков значительна.
Перемещая источник света ближе к объекту съемки, его относительный размер становится много больше и сам свет становится значительно мягче по качеству, но что самое важное – падает контраст между нейтральным значением, тенью и бликом, а сами блики становятся менее интенсивными. Количество света, попадающее на нейтральную поверхность флаконов, также возрастает.
< Предыдущая | Следующая > |
---|