Принципы работы со светом
Индекс материала |
---|
Принципы работы со светом |
проделожение |
Все страницы |
В данном уроке мы подробно рассмотрим свет, как такой. Научимся правильно размещать источник света и правильно работать с ним.
Давайте рассмотрим трехмерный объект однородного тона, освещенный (для простоты и лучшего понимания) одним источником света.
Свет, падающий на однородный объект, даст нам три световых зоны разной плотности: нейтральное значение, тень и блик.
Нейтральное значение – эта область предмета, которая отражает свет равномерно. Оно определяет истинный тон, или яркость объекта. Именно по ней мы определяем нужную экспозицию. Некоторые типы объектов (такие как стекло, сталь и т.д.) не имеют нейтрального значения плотности. В данном случае экспозицию нужно определять точечным замером по самой яркой области объекта.
Тень – это тот участок объекта, не освещаемый основным источником света. Область тени всегда имеет меньшую яркость, чем нейтральное значение. Но выбор плотности тени каждый раз субъективен.
Блик – это отражение источника света на объекте. Это самая яркая область объекта и она всегда ярче, чем нейтральное значение. Как и в случае с тенью, выбор размера и плотности блика всегда субъективен.
Теперь давайте поговорим о контрасте объекта. Его определяет площадь, на которой происходит смена нейтрального значения тенью, или бликом.
Начнем с площади перехода из нейтрального значения в тень.
Если переход из нейтрального значения в тень занимает небольшую площадь, то такое освещение называют жестким.
Если это значение занимает большую площадь, то такое освещение называется мягким.
Площадь перехода в тень является основным фактором, определяющим качество заданного освещения.
Площадь перехода в блик – это площадь смены нейтрального значения бликом. Эта площадь может быть и большой и маленькой, и это будет определять текстуру снимаемого объекта.
Продолжим тему перехода из нейтрального значения в тень.
Пример жесткого освещения:
И мягкого освещения:
Основными характеристиками, определяющими площадь перехода из нейтрального значения в тень, являются:
- размер основного источника света;
- расстояние от источника до объекта;
- степень рассеянности света;
- перемещение источника света.
Посмотрим, как влияют на площадь перехода из нейтрального значения в тень такие факторы, как размер основного источника света и расстояние от источника до объекта.
Первая фотография была сделана с помощью вспышки-моноблока со стандартным рассеивателем, дающим узкий пучок света, размещенной на расстоянии примерно полутора метров от объекта съемки. Обратите внимание на резкие и жесткие тени. Данный свет со всей уверенностью можно назвать жестким.
Диаграмма размера границы перехода из нейтрального значения в тень:
На второй фотографии был добавлен рассеиватель, размером с софтбокс средних размеров, размещенный на том же расстоянии, что и вспышка на предыдущей фотографии. Сама вспышка была несколько отодвинута назад. То есть расстояние от источника света такое же, только увеличен размер источника света. Как результат – граница перехода из нейтрального значения в тень резко увеличилась, и мы имеем гораздо более мягкие тени.
Диаграмма размера границы перехода из нейтрального значения в тень:
На третьей фотографии рассеиватель был размещен непосредственно за объектом съемки, вспышка также была пододвинута ближе. В результате мы имеет как значительное увеличение размера источника света (по отношению к размеру объекта съемки), так и уменьшение расстояния от источника до объекта. В результате на этой фотографии вообще трудно определить границы перехода из нейтрального значения в тень.
Диаграмма размера границы перехода из нейтрального значения в тень:
Площадь перехода в тень также можно увеличить с помощью движения (перемещения) источника света во время съемки (на длинных выдержках).
На первой фотографии использовался один источник света малого размера. Как видно, тени получились жесткими, с малой границей перехода из нейтрального значения в тень.
Попробуем перемещать источник света (по окружности, относительно той оси, когда он стоял неподвижно) во время съемки…
За счет того, что источник света перемещался во время съемки, его физический размер увеличился и мы имеем гораздо менее жесткие тени.
Теперь давайте рассмотрим другой вариант перехода – переход из нейтрального значения в блик.
Жесткость перехода из нейтрального значения в блик выявляет текстуру, какая она: новая, старая, глянцевая, матовая…
Основные факторы, определяющие жесткость перехода из нейтрального значения в блик следующие:
- отражающие свойства поверхности;
- глубина резкости;
- расстояние от объекта до источника света;
- расстояние от камеры до объекта;
- расстояние от источника света до светорассеивающего экрана;
- перемещение источника света.
Свойства поверхности влияет на то, насколько эффективно поверхность возвращает свет. Глянцевая поверхность хорошо отражает свет, неровная или матовая – плохо
Отражающие свойства поверхности.
Обратимся за помощью к нашему шару…
На данной фотографии видно, что шар имеет глянцевую поверхность, о чем говорит малая площадь перехода из нейтрального значения в блик. А так как в качестве источника света мы используем софтбокс, то его отражение мы и видим в шаре.
Теперь как бы опрыскаем наш шар аэрозолем, сделав его матовым.
Посмотрите, как с изменением его отражающих способностей изменится площадь перехода из нейтрального значения в блик…
Мы видим, что на матовой поверхности шара отражение источника света уже не выглядит четким, как на глянцевой поверхности, граница перехода из нейтрального значения в блик стала очень размытой.
Отсюда следует, что отражающие свойства поверхности прямо влияют на площадь перехода в блик.
Контраст изображения.
Под этим обычно подразумевается контраст между нейтральным значением, светом и тенью.
Главные управляющие факторы здесь будут следующие:
- расстояние от источника рисующего света до объекта;
- расстояние от источника заполняющего света до объекта;
- соотношение расстояний от источника рисующего и заполняющего света до объекта и эффективность источника заполняющего света.
Касательно расстояния от источника рисующего света до объекта, то тут снова можно обратиться к нашим предыдущим фотографиям.
На первом рисунке контраст между нейтральным значением и тенью достаточно высок. Другими словами разница в яркости нейтрального значения и теневых участков значительна.
Перемещая источник света ближе к объекту съемки, его относительный размер становится много больше и сам свет становится значительно мягче по качеству, но что самое важное – падает контраст между нейтральным значением, тенью и бликом, а сами блики становятся менее интенсивными. Количество света, попадающее на нейтральную поверхность флаконов, также возрастает.
Расстояние от источника заполняющего света до объекта съемки также имеет не менее важное значение в формировании контраста изображения.
В качестве заполняющего света может выступать как самостоятельный источник света с большой светорассеивающей панелью (или софтбокс), либо светоотражающая панель.
На первой фотографии использовался один источник света, со светорассеивающей панелью, находящейся посередине между источником света и объектом съемки.
Как мы видим, контраст между нейтральным значением и тенью на этой фотографии достаточно высок, несмотря на достаточно большую площадь источника света.
Попробуем приблизить рассеивающую панель поближе к объекту съемки, одновременно немного увеличив мощность источника света.
Как видно, поверхность объекта, имеющая нейтральное значение плотности высветилась гораздо лучше, однако контраст между нейтральным значением и тенью пока еще достаточно высок.
Теперь добавим к нашей схеме света отражатель, расположенный на достаточном удалении от объекта съемки.
Контраст упал, тени сильно высветились, поверхности с нейтральной плотностью также стали выглядеть гораздо светлее.
А теперь пододвинем отражатель вплотную к объекту съемки…
Теперь изображение стало совсем малоконтрастным. Теневых областей почти нет.
Теперь поговорим о другой области контраста – контрастом между нейтральным значением и бликом.
Главные факторы, управляющие контрастом в этой области, будут следующие:
- размер источника света;
- расстояние от источника света до объекта;
- поверхностная эффективность объекта (то есть отражающие свойства поверхности);
- тональная эффективность объекта.
Размер источника света. Небольшой источник света даст небольшой и яркий блик на объекте съемки. Форма блика зависит от формы источника света. Чем больше размер источника света, тем больше размер блика на объекте съемки.
Расстояние от источника света до объекта съемки прямо влияет на интенсивность блика.
Для примера, в качестве источника света выберем небольшой софтбокс и разместим его на расстоянии полутора метров от объекта. В качестве объекта съемки выберем предмет с глянцевой поверхностью, как более сложный для съемки, так как объекты с матовой поверхностью сами по себе дают мягкий переход из нейтрального значения в блик.
Источник света такого размера и расположенный на таком расстоянии даст нам интенсивный блик с резкими переходами от нейтрального значения в блик.
Теперь придвинем наш источник света ближе к объекту съемки.
Блик стал гораздо большего размера и его интенсивность несколько упала.
Придвинем источник света почти вплотную к объекту съемки.
Размер блика стал еще больше, став размерами с половину размера объекта съемки. Интенсивность блика упала еще сильнее. Но контраст между нейтральным значением и бликом остается пока еще очень сильным.
А теперь, чтобы еще уменьшить контраст между нейтральным значением и бликом, разместим между источником света и объектом съемки дополнительную светорассеивающую панель.
А теперь интенсивность блика упала очень резко, сильно снизился контраст между нейтральным значением и бликом.
И наконец попробуем еще увеличить площадь перехода из нейтрального значения в блик. Для этого воспользуемся источником света с сотовой насадкой, дающей достаточно узкий пучок света. Между источником света и объектом съемки разместим большую светорассеивающую панель, а свет от источника на панель направим не под прямым углом, а по касательной, чтобы создать на светорассеивающей панели некоторый градиент ее освещенности.
Вот, как раз именно то, чего мы хотели добиться. Граница перехода из нейтрального значения в блик размылась. Сам контраст между нейтральным значением и бликом пока еще значителен, но его можно снизить с помощью заполняющего источника света.
Поверхностная эффективность объекта. Тут имеется в виду, что объекты с разными отражающими свойствами поверхности дадут разный контраст между нейтральным значением и бликом, а также разную площадь перехода из нейтрального значения в блик.
Тональная эффективность объекта. Тут подразумевается то, что более темные объекты дадут больший контраст между нейтральным значением и бликом, чем светлые, причем независимо от поверхностных характеристик объектов. То есть при одинаковых условиях съемки нейтральное значение черного объекта съемки будет гораздо темнее, чем нейтральное значение светлого объекта съемки.
< Предыдущая | Следующая > |
---|